Остров Соммерс: фото, внутренняя структура. Как добраться? Десант на остров Соммерс

Финский залив, СССР

Гибель десанта

Противники

Финляндия

Германия

Командующие

Г. И. Левченко

Неизвестно

Силы сторон

277 человек, 11 катеров

201 человек, 5 орудий

359 убитых, пленных и утонувших, 63 раненых, потоплено 8 катеров

21 убитый, 69 раненых

Десант на остров Соммерс 8-10 июля 1942 года - тактический десант Балтийского флота в Великой Отечественной войне.

Предшествующие события

Остров Соммерс (фин. Someri) является небольшим скалистым островом (размеры 950 на 400 метров) вФинском заливе, который занимает важное положение, позволяя владеющей им стороне контролировать морские коммуникации между Ленинградом и центральной частью Балтийского моря. До декабря 1941 года на острове находился советский гарнизон, который был снят во время эвакуации советских войск с полуострова Ханко. Некоторое время он оставался пустым, но весной 1942 года финское командование высадило на остров гарнизон (часть 22-й отдельной роты охраны побережья), оборудовало пункт наблюдения и береговую батарею. Остров стал важным пунктом финско-немецкой системы противолодочной обороны в Финском заливе. Его гарнизон составлял 92 человека, вооружение 5 орудий (из них два калибра 75-мм, три калибра 45-мм), 7 20-мм зенитных автоматов, 2 81-мм миномёта, 7 тяжелых и 5 легких пулемётов. Финское командование реально оценивало возможность советского десанта, поэтому на острове было оборудовано 4 опорных пункта обороны, составлявшие единую оборонительную систему.

Подготовка операции

Когда командование Балтийского флота в летнюю компанию 1942 года приступило к массовому направлению подводных лодок из Ленинграда на коммуникации врага, было решено исправить ошибку и вернуть остров под контроль советских войск. Автором идеи и плана операции был командир Кронштадтской военно-морской базы - главной базы Балтийского флота капитан 1 ранга Г. И. Левченко (разжалованный из вице-адмиралов в январе 1942 года за сдачу Керчи).

Для захвата острова был подготовлен десантный отряд. Командование операцией возложено на командира бригады торпедных катеров капитана 2 ранга В. А. Саламатина, командир отряда высадки - капитан 2 ранга К. А. Шилов, командир десантного отряда (256 человек, 10 станковых пулемётов) - майор И. В. Пасько. Общее руководство операцией осуществлял Г. И. Левченко. Высадка намечалась отдельными группами в четырёх пунктах. Исходным пунктом десанта была советская база на острове Лавенсаари.

Левченко оценивал силы противника в 70 человек при 2-3 орудиях. Система обороны острова и пути подхода катеров десанта разведаны не были.

Высадка десанта и боевые действия 8 июля

В ночь на 8 июля катера с десантом (4 сторожевых катера, 7 торпедных катеров) направились к Соммерсу и около 01:00 ночи вышли в заданный район. С 00:40 до 01:00 8 июля 12 бомбардировщиков ДБ-3 из состава 1-го гвардейского минно-торпедного полка под прикрытием истребителей с высоты 2300-4000 м двумя волнами нанесли бомбовый удар по острову (из 120 сброшенных 100-кг бомб 37 упали в воду), затем две группы по 3штурмовика Ил-2 атаковали остров с малых высот. Были повреждены два Ил-2, эффективность удара оказалась ничтожной, но противник изготовился к обороне.

В условиях ясной погоды и «белых ночей» финны заметили подход катеров на значительном удалении - 20-30 кабельтовых - и открыли огонь. Катера сумели подойти к берегу, но оказалось, что из-за большого количества камней подойти вплотную в береговым скалам они не могут, а глубина у берега составляла до 5-10 метров. Часть десантников утонула, была намочена и вышла из строя радиостанция.

Финны потопили 1 торпедный катер ТК-71, ещё один (ТК-121) сел на камни, был оставлен экипажем и затем уничтожен артиллерией финнов. Повреждены огнём 3 торпедных катера и 2 катера «малый охотник», среди членов экипажей были убитые и раненые. Всего оказались высажены 164 десантника, обратно на базу возвращены 7 раненых и 15 человек с катера, не сумевшего подойти к берегу. Остальные были убиты, ещё до 70 бойцов утонули при высадке. Одна группа оказалась высажена не в намеченном планом пункте.

Получив сообщение от гарнизона Соммерса, финское командование срочно направило к нему канонерские лодки «Уусимаа» и «Хямеенмаа», 5 сторожевых катеров. Советские торпедные катера вступили с ними в бой, потеряв потопленными один катер ТК-113 (доклад о потоплении финской канонерской лодки оказался недостоверным, но периодически указывается в отечественной литературе). Активно действовала авиация обеих сторон, при этом финны повредили один торпедный катер, а советские летчики - два катера и добились прямого попадания бомбы в канонерскую лодку.

На острове между тем шёл жестокий бой. Десантники захватили один из опорных пунктов, уничтожив все его орудия и 23 из 26 защитников. Однако Левченко, получив доклад о высадке на остров и просьбу о посылке второго эшелона десанта, отказался его высылать до полного взятия острова. Вместо этого он отправил канонерскую лодку «Кама», 4 торпедных катера, 5 сторожевых катеров с задачей отогнать от острова финские корабли. Противник тоже спешно направил дополнительные силы - отряд немецких тральщиков. Между кораблями завязался морской бой, в связи с чем советские корабли не смогли оказать никакой поддержки высаженному десанту. Один советский торпедный катер (ТК-22) был потоплен.

Около 11:30 к острову подошли финские корабли - канонерская лодка «Турунмаа» и 8 катеров, высадившие подкрепление гарнизону (109 человек). Советский десант оказался в тяжелейшем положении.

Только к 16:40 на остров с трёх советских торпедных катеров было высажено подкрепление (57 автоматчиков). При высадке под огнём врага из них погибли 13 человек. Было принято на борт 23 раненых. При отходе финские береговые орудия потопили торпедный катер ТК-31.

К вечеру 8 июля на канонерской лодке «Кама» вышли из строя оба орудия главного калибра. Советское командование ввело в бой сторожевой корабль «Буря» и базовые тральщики Т-205 «Гафель» и Т-207 «Шпиль». Но противник также подтянул финские минные заградители «Риилахти» и «Роутсинсалми», немецкую плавбатарею «SAT 28» («Ост»), плавбазу (тендер) «Неттельбек», тральщик «М 37». Немцы доставили на остров на лодке 10 человек и несколько ящиков ручных гранат.

Боевые действия 9 июля

В ночь на 9 июля в атаку на неприятельские корабли были направлены 3 торпедные катера, сторожевой корабль «Буря», тральщик Т-207.Торпедная атака окончилась безрезультатно, все три торпедных катера получили повреждения от артиллерии финских кораблей. На сам остров были направлены три сторожевые катера с подкреплениями, из которых финская артиллерия потопила сторожевой катер МО-306. Подкрепления высажены не были. На острове продолжался бой.

Боевые действия 10 июля

С утра 10 июля на острове продолжался бой, к полудню он затих и более не возобновлялся. Спасённых из состава десанта не было (кроме 23 раненых, эвакуированных вечером 8 июля). Попытки высадки на остров разведгрупп окончились безрезультатно. Весь день в районе острова шли морские бои и взаимные удары авиации по кораблям, с советской стороны погибли торпедные катера ТК-83 и ТК-123. В ночь на 11 июля операция была прекращена, все советские корабли возвращены на базу.

Потери сторон

В ходе операции потоплены 7 советских торпедных катеров и 1 катер «малый охотник», повреждены базовый тральщик, 10 торпедных, 5 сторожевых, 5 иных катеров. Канонерская лодка «Кама» вышла из строя из-за технических неисправностей. Финское командование завысило число потопленных советских кораблей с 8 до 18. В воздушных боях и при атаках кораблей противника потеряно 4 советских самолёта.

В советских изданиях данных о потерях десанта не опубликовано. Впервые сведения о потерях указаны в труде Е. Н. Абрамова - общие потери составили 359 убитых и 63 раненых. По финским данным на острове погибло 128 советских бойцов и 149 захвачены в плен, ещё около 200 человек якобы утонули вместе с погибшими кораблями.

Финско-немецкий флот потопленных кораблей не имел (хотя советские летчики и катерники докладывали о «потопленных» кораблях), признаны повреждения тральщика «М-18», канонерских лодок «Хямеенмаа» и «Турунмаа», нескольких катеров. По финским сообщениям, армия потеряла 15 человек убитыми и 45 ранеными, флот - 6 убитых и 18 раненых. На участвующих в бою немецких кораблях было ранено 6 членов экипажей.

Итоги операции

Остров остался в руках противника. Вокруг него финнами и немцами спешно были установлены сильные минные заграждения. Соммерс оставался в руках финнов вплоть до выхода Финляндии из войны в сентябре 1944 года, представляя собой серьёзное препятствие для сил Балтийского флота.

Операция окончилась неудачей из-за крупных ошибок в её планирования и проведении. Подготовка проводилась в спешке, хотя не было необходимости в срочности операции. Не были использованы имевшиеся на флоте высадочные средства (тендеры) и малые катера.

В июле 1942 г. командованием Балтийского флота была предпринята попытка захватить остров Соммерс. Отсутствие необходимого опыта и недостаток сил не позволили тогда добиться успеха. Долгие годы подробности этой высадки хранились в недрах архива...

Стабилизировавшаяся зимой 1941-42 гг. обстановка на Балтике вновь обострилась летом, когда на коммуникациях противника начали действовать советские подводные лодки. Однако их путь из Финского залива пролегал мимо Соммерса - маленького скалистого островка*.

В течение второй половины 1941 г. на нем находился советский гарнизон, но затем в конце декабря остров был оставлен нашими подразделениями и вскоре там обосновались финны. Впрочем, долго усидеть на продуваемом всеми ветрами скалистом клочке земли им не удалось и Соммерс перешел в разряд "нейтральной полосы". Но это продолжалось недолго: при овладении Гогландом и Большим Тютерсом остров заняли подразделения финской 22-й роты охраны побережья. Стоявшие белые ночи позволяли вражеским постам круглосуточно контролировать надводную обстановку. И потому под общим руководством командира Главной базы флота** капитана 1 ранга Г.И. Левченко был разработан план по его захвату, утвержденный Военным советом Краснознаменного Балтийского флота.

Здесь необходимо сказать несколько слов о Гордее Ивановиче Левченко. К началу войны он имел звание вице-адмирала и был заместителем наркома ВМФ, участвовал в организации обороны Николаева и Одессы. 22 октября 1941 г. решением Ставки Г.И. Левченко назначили командующим войсками Крыма. Но развернувшиеся там бои сложились неудачно для советских частей и в ночь на 16 ноября войска 51-й армии оставили Керчь. 19 ноября должность командующего войсками Крыма ликвидируется, а 1 декабря Левченко был арестован органами НКВД. 24 января 1942 г. его исключили из ВКП(б), а 29 января осудили на 10 лет с лишением всех наград. Но в отличие от многих командиров, судьбы которых сложились трагически, прошение адмирала о помиловании 31 января было удовлетворено. 2 февраля его восстановили в партии (правда, с объявлением строгого выговора). И хотя бывшего заместителя наркома понизили в звании до капитана 1 ранга, лишили всех наград и постановили использовать на низшей работе, судимость с него сняли. В марте 1942 г. он возглавил Ленинградскую военно-морскую базу. Командиром Кронштадтской военно-морской базы его назначили 25 июня 1942 г. Так что успех Гордею Ивановичу был нужен, что называется, позарез...

К сожалению, при разработке плана операции допустили ряд просчетов. Например, силы неприятеля оценивались всего в 60-70 солдат при двух-трех орудиях. На самом деле финны располагали на Соммерсе гарнизоном в 92 человека при двенадцати орудиях (из них два 75-мм, превосходивших по мощности пушки советских катеров, три 45-мм и семь 20-мм зенитных автоматов), двух 81-мм минометах, семи тяжелых и пяти легких пулеметах. Для захвата острова был выделен отряд в составе 250 человек с десятью станковыми пулеметами, то есть, имея значительный перевес над врагом в людях, десант заметно уступал ему в огневой мощи.

Не удалось разведке вскрыть и систему обороны противника, включавшую четыре хорошо оборудованных опорных пункта. Не были учтены особенности побережья острова, что привело к трагедии - при высадке покинувшие катера хорошо вооруженные и экипированные бойцы под весом амуниции нередко тонули. Не было отработано и взаимодействие с авиацией, в результате чего налет, который должен был подавить финскую оборону, только привел к утрате фактора внезапности, а связь десантников (как и моряков) с летчиками вообще не предусматривалась.

5 июля в Кронштадте Г.И. Левченко провел тактическую игру. Командование операцией в море было возложено на командира бригады торпедных катеров капитана 2 ранга В.А. Саламатина, отряд высадки возглавил капитан 2 ранга К.А. Шилов, десантным отрядом командовал майор И.В. Пасько. Вопреки первоначальным указаниям, действовать решили не в трех, а в четырех пунктах. В соответствии с этим были сформированы и четыре группы, состав и расположение которых показаны на схеме.

К исходу 7 июля все предназначенные для операции силы были полностью готовы и в 23:33 на Лавенсаари началась посадка десанта, погрузка боезапаса и специального имущества. В 00:11 8 июля посадка десанта на катера была закончена, еще через две минуты корабли начали выходить на рейд. В 00:30 группы десанта двинулись к Соммерсу. Их переход обеспечивался дозорами, а с 00:35 - четырьмя истребителями. К часу ночи отряд прикрытия вышел в заданный район. В это же время, с 00:40 до 00:59 12 бомбардировщиков ДБ-3 1-го гвардейского минно-торпедного полка под прикрытием истребителей с высоты 2300-4000 м двумя волнами нанесли удар по острову. Бомбили не слишком точно - из 120 сброшенных 100-кг бомб 37 упали в воду. Финский гарнизон ответил зенитным огнем. Затем последовали 2 налета штурмовиков Ил-2, атаковавших с малых высот группами по 3 самолета. Неизвестно какова была эффективность штурмовок, но огнем 20-мм "Эрликонов" были повреждены два самолета.

Замысел высадки на остров Соммерс


В 01:20 десантные группы развернулись и пошли к местам высадки. Море было относительно спокойным (волнение до трех баллов), а видимость - просто отличной (ох уж эти белые ночи). На значительном удалении - 20-30 кабельтовых - финны обнаружили советские катера и открыли по ним ожесточенный огонь. Несмотря на это, первая группа подошла к берегу на расстояние 10-12 м и начала высадку десанта, которая закончилась в течение всего пяти минут. Но при этом торпедный катер № 152 и "охотник" МО-110 получили повреждения.

Тяжело пришлось и II группе. Приблизившись под обстрелом к берегу, моряки и десантники убедились, что катера не могут вплотную к нему пристать. Некоторым из них приходилось это повторять по нескольку раз, под огнем пытаясь найти удобные для высадки места. При выгрузке радиостанции, ее то ли намочили, то ли утопили аккумуляторы и работать она не могла. Командир десантного отряда сходить на берег в таких условиях отказался и был высажен на остров лишь в 04:04 по приказанию комиссара бригады торпедных катеров. Потери росли - на торпедном катере № 62 был поврежден корпус, а на МО-402 - надстройки, на нем погиб командир, а 4 члена команды получили ранения.


"МОшки" на патрулировании


III группу встретил особенно интенсивный огонь. Подойти сразу к берегу не удалось, причем на ТКА № 121 заглохли моторы с муфтами, включенными на передний ход, и при заводке моторов он с хода сел на камни. Предпринятая после высадки десанта попытка спасти его оказалась неудачной и он остался на камнях. К счастью, удалось снять людей, а также документы и вооружение. Командир МО-413 из состава этой группы, видимо, проявил нерешительность и высадил бойцов позже остальных, причем ему потребовался дополнительный приказ В.А. Саламатина.

Но в самом тяжелом положении оказалась IV группа. Ее корабли не смогли подавить огневые точки противника, встретив сильный отпор. Командир принял решение - десантировать бойцов в пункте, предназначенном для III группы. Но когда катера с десантом стали обходить, с запада, отстал поврежденный торпедный катер № 71. Ему пришлось высаживать десантников "абы куда". При отходе он был подожжен артиллерийским огнем и погиб, а его экипаж под непрекращающимся обстрелом перешел на торпедный катер № 152. Досталось и торпедному катеру № 131 - погиб его командир, были убиты 3 и ранены 4 десантника.

Всего из принятых на борт отрядом высадки 256 воинов на остров попало 164 бойца, еще 7 пострадали на борту торпедного катера, а сторожевой катер МО-402 не высадил 15 человек. Остальные были убиты или утонули при высадке. Не удалось доставить на берег и часть пулеметов (видимо, большую, так как плыть с "Максимами" было просто немыслимо).


Торпедный катер с десантом


Реакция финнов на действия советского флота оказалась очень быстрой и энергичной - сразу же после получения сообщения от гарнизона Соммерса ему на помощь были брошены все наличные силы: канонерские лодки "Уусимаа" и "Хямеенмаа", а также 5 сторожевых катеров. Первой к месту боя прибыла "Уусимаа", которой удалось на пути к острову отбить атаку советских торпедных катеров. Затем подошли "Хямеенмаа" и сторожевые катера. В ходе боя с финскими канлодками погиб торпедный катер № 113 (командир - старший лейтенант А.И.Шумратов), атаковавший противника совместно с катером № 73. Моряки доложили о потоплении одной из канонерок, но эта информация оказалась недостоверной.


Финская канонерская лодка "Уусимаа" (однотипная "Хямеенмаа")


В ходе боев у Соммерса сообщения, стекавшиеся в штабы обеих сторон, содержали, как правило, сильно преувеличенную информацию о потерях противника, но для финнов (завышавших свои успехи всего-навсего в два раза!) это не имело таких серьезных последствий, как для советского командования. Ведь оно было уверено, что врагу наносится тяжелый урон и его возможности продолжать борьбу уменьшаются. На самом же деле, хотя многие финские корабли и катера получили повреждения разной степени тяжести, ни один из них потоплен не был.

Примерно в 03.18 от десантников, ведущих бой на Соммерсе, поступил условный сигнал, означавший: "Закрепился, прошу выслать второй эшелон". Однако в ответ на запрос Саламатина от Левченко с получасовым опозданием последовал ответ, что второй эшелон будет выслан после занятия острова. А на Соммерсе шел ожесточенный бой. Десантникам удалось захватить один из опорных пунктов - Итяпяя, все орудия которого были уничтожены, а из 26 защитников лишь троим удалось прибиться к своим. Остальные были убиты или ранены.

Активно действовала авиация обеих сторон. Советские самолеты нанесли несколько ударов по позициям противника на острове и атаковали корабли и катера, при этом истребители отражали налеты финских самолетов, наносивших бомбоштурмовые удары по силам поддержки. В ходе одного из них торпедный катер № 33 из отряда прикрытия получил небольшие повреждения, а его командир был убит. Пострадали и два неприятельских катера и канлодка.


Катер КМ №911 ставит дымовую завесу


Капитан 1 ранга Левченко, понимая, что бои развернулись куда более серьезные, чем это предусматривалось планами, приказал канонерской лодке "Кама" выйти к Соммерсу. К Лавенсаари из Графской и Батарейной бухт для усиления ведших бои сил были отправлены четыре торпедных и пять сторожевых катеров.

В утренние часы 8 июля активность сторон значительно снизилась, так как у советских катеров заканчивалось топливо, многие из них получили повреждения, а финские канонерки, оказавшие огромную помощь гарнизону острова, расстреляли практически весь боезапас. Зато к месту сражения подошел, первый из принявших в нем участие немецких кораблей - тральщик "М 18".


Немецкий тральщик типа М. К этому типу принадлежали "М 18" и "М 37"


В 08.48 советский флот понес новую потерю: при подходе к восточной части Соммерса от попаданий снарядов загорелся и взорвался пытавшийся доставить десантникам боеприпасы торпедный катер № 22. Финнам же к 11.30 в помощь своему гарнизону удалось перебросить на канонерской лодке "Турунмаа" и восьми катерах роту в составе 109 человек. Прибытие подкрепления окончательно изменило ситуацию, советский десант оказался в тяжелейшем положении. Теперь на стороне противника было не только огневое, но и численное превосходство. К тому же его канлодки поддерживали свои войска огнем орудий среднего калибра, в то время как на советских катерах имелись лишь малокалиберные пушки. Высланная же к Соммерсу "Кама" шла под проводкой катеров-тральщиков, скорость которых с поставленными тралами была очень малой. И хотя после полудня в бой вступила советская береговая батарея с Лавенсаари, ее огонь не корректировался и вряд ли принес особую пользу десантникам. Подошедшая же "Кама" практически всю свою огневую мощь вынуждена была направить против финских кораблей.

В 14.30 командир Островного сектора береговой обороны, входившего в состав Главной базы, капитан 1 ранга С.Д.Солоухин приказал начать посадку резерва в количестве 57 автоматчиков, погрузку радиостанции и продовольствия на торпедные катера № 11, 30 и 101. Около 16.00 они направились к Соммерсу и примерно через 45 мин под огнем финских кораблей подошли к его восточному берегу и начали высадку бойцов и выгрузку припасов. Несмотря на то, что дело происходило днем, все было организовано из рук вон плохо - снова, как и ночью, утопили радиостанцию, а вместе с ней и 13 десантников. Правда, с берега удалось снять 23 раненых. От них стало известно, что на острове идет тяжелый бой и необходимо подавить минометную батарею врага. Но установить связь с десантом не удалось, так как, кроме раненых, на берегу не было других бойцов. Уже на отходе получил попадание и взорвался торпедный катер № 31.


Торпедный катер у пристани острова Лавенсаари


Похоже, что к серьезным боям за Соммерсе советское командование не готовилось и на Лавенсаари не было частей, которые могли быть отправлены на помощь высаженным подразделениям без угрозы ослабления обороноспособности самой базы. Поэтому усилить десант своевременно не удалось, а потом было поздно - германские и финские самолеты, корабли, катера и орудия гарнизона острова сделали доставку подкреплений, снабжение, вывоз раненых, а затем и эвакуацию оставшихся в живых бойцов невозможными.

К вечеру 8 июля вместо канонерской лодки "Кама", на которой вышли из строя оба орудия главного калибра, в сражение вступили сторожевой корабль (по западной классификации - миноносец) "Буря" и базовые тральщики (корабли специальной постройки, имевшие сильное артиллерийское вооружение) Т-205 "Гафель" и Т-207 "Шпиль". Но их помощь явно запоздала. К этому времени к Соммерсу подошли финские минные заградители "Риилахти" и "Роутсинсалми", и немецкие корабли - плавбатарея "SAT 28" ("Ост"), плавбаза (тендер) "Неттельбек" и тральщик "М 37", сменивший своего собрата "М 18", который изрядно пострадал от налетов советской авиации. "М 37" принял участие в вечернем обстреле позиций советских десантников. Временами он подходил к берегу на 500 м. Его экипаж решил продемонстрировать финнам свое "братство по оружию": на берег был отправлен сформированный на корабле ударный отряд из 10 человек, а также несколько ящиков с ручными гранатами, в которых у гарнизона возникла нужда.


Советские базовые тральщики


В ночь на 9 июля советское командование предприняло последнюю попытку исправить положение. В атаку на неприятельские корабли были брошены торпедные катера, выводившиеся сторожевиком "Буря" совместно с тральщиком Т-207. Трем катерам удалось выпустить по одной торпеде, но они не достигли целей, а два катера были подбиты. Попытка доставить на остров боеприпасы на трех сторожевых катерах также закончилась плачевно. От попадания снаряда взорвался и погиб со всеми находившимися на борту, в том числе с командиром отряда высадки капитаном 2 ранга К.А. Шиловым, МО-306. И хотя весь день продолжались перестрелки между кораблями противников, положение десанта на острове стало безнадежным. Правда, утром летчики доложили, что ими торпедированы два вражеских корабля в пяти милях севернее Соммерса, но и это сообщение не соответствовало действительности и не могло изменить ситуацию. 9 июля в 12.30 командир Островного сектора береговой обороны радиограммой доложил командующему Краснознаменным Балтийским флотом вице-адмиралу Трибуцу и командиру Главной базы капитану 1 ранга Левченко об обстановке в районе островов Лавенсаари и Соммерс. В донесении говорилось, что для продолжения операции сил и средств не имеется, а на самом Соммерсе с ноля часов 9 июля боевых действий не наблюдается. В 19:20 Г.И.Левченко получил новое сообщение, где, в частности, говорилось: "...Никакого движения на острове не обнаружено. При обнаружении десанта буду продолжать операцию по захвату".


Советские торпедные катера выходят в атаку


Ночью 10 июля была предпринята попытка доставить на Соммерс двух разведчиков, но блокада острова кораблями противника была слишком плотной и подойти к нему советским катерам не удалось. Перестрелки между кораблями также не принесли результатов. Летчики снова доложили о потопленных и поврежденных кораблях, но на активности германо-финских сил это никак не сказалось. Во второй половине дня снова попытались организовать высадку на Соммерс разведгруппы, но затем перенесли эту операцию на ночь. В 01:00 11 июля капитан 1 ранга Г.И. Левченко, считая, что бои на Соммерсе закончились и стремясь избежать новых потерь, решил прекратить операцию.

В этих боях погибли семь торпедных катеров и малый охотник Краснознаменного Балтийского флота. Базовый тральщик был поврежден, а канонерская лодка "Кама" практически вышла из строя из-за технических неисправностей - хотя одно из орудий удалось ввести в строй, но на лодке отказало и долго бездействовало рулевое управление и ее приходилось таскать на буксире. Только за первый день боев повреждения получили 10 торпедных, 5 сторожевых и 5 катеров других типов.

Но финнам и этого показалось мало, поэтому они "зачислили в список своих побед" 8 кораблей и катеров, потопленных береговой артиллерией, о 7 уничтоженных советских катерах сообщил флот, а еще одну канонерскую лодку ("Волгу") и 2 катера записала на свой счет финская авиация. Финны и немцы признали повреждения тральщика "М 18", канонерских лодок "Хямеенмаа" и "Турунмаа" и нескольких катеров. По финским сообщениям, армия потеряла 15 человек убитыми и 45 ранеными, а флот - 6 убитых и 18 раненых. Советские потери в людях они оценили следующим образом: 149 пленных, 128 убитых на острове и, приблизительно, еще 200 человек, утонувших вместе с погибшими кораблями. После окончания боев финны прикрыли Соммерс минными заграждениями и он оставался под их контролем вплоть до выхода Финляндии из войны в сентябре 1944 г.

Хотя операция по захвату Соммерса провалилась, вряд ли у кого-нибудь сегодня повернется язык неуважительно отозваться о непосредственных участниках боев. Отмечая слабость планирования и организации, необеспеченность советских воинов специальными высадочными средствами, пассивность крупных кораблей Балтийского флота и неэффективность огня береговых батарей, отнюдь не симпатизирующий Советскому Союзу швейцарский историк Ю.Майстер вынужден был признать: "Русские десантные части, хотя и недостаточно многочисленные, как и экипажи торпедных катеров, сражались очень храбро, но им не удалось спасти положение в этой неправильно организованной операции".

* Длина острова около 950 м, ширина около 450 м.
** Так с июня 1942 г. стала официально называться Кронштадтская военно-морская база

Чем дольше отстаиваешь права, тем неприятнее осадок.

Хорошая боевая активность советской армии и флота в 1942 году наносили большой ущерб перевозкам стратегического сырья, войск и военных грузов Германии. Действия советских подводных лодок, торпедных катеров и морской авиации на вражеских сообщениях создали большое оперативное напряжение для всех сил и средств немецкого и финского военно-морских флотов на Балтике. Однако путь наших подводных лодок и надводных кораблей из Финского залива пролегал мимо Соммерса – маленького скалистого острова, который занимает важное положение, позволяя владеющей им стороне контролировать морские коммуникации между Ленинградом и центральной частью Балтийского моря.

В течение второй половины 1941 года на нём находился советский гарнизон, но затем в конце декабря, во время эвакуации советских войск с полуострова Ханко, остров был оставлен нашими подразделениями и вскоре там обосновались финны. Впрочем, долго усидеть на продуваемом всеми ветрами скалистом клочке земли им не удалось, и Соммерс перешёл в разряд «нейтральной полосы».
Но это продолжалось недолго: при овладении Гогландом и Большим Тютерсом остров заняли подразделения финской 22-й роты охраны побережья, они оборудовали пункт наблюдения и береговую батарею. Остров стал важным пунктом финско-немецкой системы противолодочной обороны в Финском заливе. Стоявшие белые ночи позволяли вражеским постам круглосуточно контролировать надводную обстановку. Финское командование реально оценивало возможность советского десанта, поэтому построило укрепления на острове.

Под общим руководством командира Кронштадтской военно-морской базы капитана 1-го ранга Г.И. Левченко был разработан план по захвату Соммерса, утверждённый Военным Советом Краснознамённого Балтийского флота.


(Обзорная карта боев для наглядности того где происходила десантная операция с 8-го по 11-е июля 1942 года.)

К сожалению, при разработке плана операции допустили ряд просчётов. Например, силы неприятеля оценивались всего в 60-70 солдат при двух-трёх орудиях. На самом деле финны располагали на Соммерсе гарнизоном в 92 человека при двенадцати орудиях (из них два 75-мм, превосходивших по мощности пушки советских катеров, три 45-мм и семь 20-мм зенитных автоматов), двух 81-мм миномётах, семи тяжёлых и пяти лёгких пулемётах.

Для захвата острова был выделен отряд в составе 256 человек с десятью станковыми пулемётами, то есть, имея значительный перевес над врагом в людях, десант заметно уступал ему в огневой мощи. Не удалось разведке вскрыть и систему обороны противника, включавшую четыре хорошо оборудованных опорных пункта. Не были учтены особенности побережья острова, что привело к трагедии – при высадке покинувшие катера хорошо вооружённые и экипированные бойцы под весом амуниции нередко тонули. Не было отработано и взаимодействие с авиацией, в результате чего налёт, который должен был подавить финскую оборону, только привёл к утрате фактора внезапности, а связь десантников и моряков с лётчиками вообще не предусматривалась.

5 июля 1942 года в Кронштадте Г.И. Левченко провёл тактическую игру. Командование операцией в море было возложено на командира бригады торпедных катеров капитана 2-го ранга В.А. Саламатина, отряд высадки возглавил капитан 2-го ранга К.А. Шилов, десантным отрядом командовал майор И.В. Пасько. Вопреки первоначальным указаниям, действовать решили не в трёх, а в четырёх пунктах. В соответствии с этим были сформированы четыре группы.
К исходу 7 июля все предназначенные для операции силы были полностью готовы и в 23 часа 33 минуты на Лавенсари началась посадка десанта, погрузка боезапаса и специального имущества.
В 0 часов 30 минут катера с десантом (четыре сторожевых катера, семь торпедных катеров) двинулись к Соммерсу. Их переход обеспечивался дозорами, а с 0 часов 35 минут – четырьмя истребителями. К часу ночи отряд прикрытия вышел в заданный район.

В это же время, с 0 часов 40 минут до 0 часов 59 минут 8 июля двенадцать бомбардировщиков ДБ-3 1-го гвардейского минно-торпедного полка под прикрытием истребителей с высоты 2300-4000 метров двумя волнами нанесли бомбовый удар по острову. Бомбили не слишком точно – из 120 сброшенных 100-кг бомб 37 упали в воду. Финский гарнизон ответил зенитным огнём. Затем последовали два налёта штурмовиков Ил-2, атаковавших с малых высот группами по три самолёта. Неизвестно какова была эффективность штурмовок, но огнём зенитных «Эрликонов» были повреждены два самолёта.

В 1 час 20 минут десантные группы развернулись и пошли к местам высадки. Море было относительно спокойным (волнение до 3 баллов), а видимость – просто отличной. На значительном удалении – 20-30 кабельтовых – финны обнаружили советские катера и открыли по ним ожесточённый огонь. Несмотря на это, первая группа подошла к берегу на расстояние 10-12 метров и начала высадку десанта, которая закончилась в течение всего пяти минут. Но при этом торпедный катер ТК-152 и морской охотник МО-110 получили повреждения.
Тяжело пришлось и второй группе. Приблизившись под обстрелом к берегу, моряки и десантники убедились, что из-за большого количества камней катера не могут подойти вплотную к береговым скалам, а глубина у берега составляла до 5-10 метров. Некоторым катерам приходилось это повторять по нескольку раз, под огнём пытаясь найти удобные для высадки места. При выгрузке радиостанции, её намочили, и работать она не могла. Командир десантного отряда сходить на берег в таких условиях отказался и был высажен на остров лишь в 4 часа 4 минуты по приказанию комиссара бригады торпедных катеров. Потери росли – на торпедном катере ТК-62 был повреждён корпус, а на МО-402 – надстройки, на нём погиб командир, а четыре члена команды получили ранения.

Третью группу встретил особенно интенсивный огонь. Подойти сразу к берегу не удалось, причём на торпедном катере ТК-121 заглохли моторы с муфтами, включенными на передний ход, и при заводе моторов он с хода сел на камни. Предпринятая после высадки десанта попытка спасти его оказалась неудачной и он остался на камнях. К счастью, удалось снять людей, а также документы и вооружение. Командир МО-413 из состава этой группы проявил нерешительность и высадил бойцов позже остальных, причём ему потребовался дополнительный приказ В.А. Саламатина.

Но в самом тяжёлом положении оказалась четвёртая группа. Её корабли не смогли подавить огневые точки противника, встретив сильный отпор. Командир принял решение – десантировать бойцов в пункте, предназначенном для третьей группы. Но когда катера с десантом стали обходить с запада, отстал повреждённый торпедный катер ТК-71. Ему пришлось высаживать десантников «абы куда». При отходе он был подожжён артиллерийским огнём и погиб, а его экипаж под непрекращающимся обстрелом перешёл на торпедный катер ТК-152. Досталось и торпедному катеру ТК-131 – погиб его командир, были убиты три и ранены четыре десантника.

Всего из принятых на борт отрядом высадки 256 воинов на остров попало 164 бойца, ещё 7 ранены на борту торпедного катера, а сторожевой катер МО-402 не высадил 15 человек. Остальные были убиты или утонули при высадке. Не удалось доставить на берег и часть пулемётов.
Реакция финнов оказалась очень быстрой и энергичной – сразу же после получения сообщения от гарнизона Соммерса ему на помощь были брошены все наличные силы: канонерские лодки «Уусимаа» и «Хямеенмаа», а также пять сторожевых катеров. Первой к месту боя прибыла «Уусимаа», которой удалось на пути к острову отбить атаку советских торпедных катеров. Затем подошли «Хямеенмаа» и сторожевые катера. В ходе боя с финскими канонерскими лодками погиб торпедный катер ТК-113 (командир – старший лейтенант А.И. Шумратов), атаковавший противника совместно с катером ТК-73. Примерно в 3 часа 18 минут от десантников, ведущих бой на Соммерсе, поступил условный сигнал, означавший: «Закрепился, прошу выслать второй эшелон». Однако в ответ на запрос Саламатина от Левченко с получасовым опозданием последовал ответ, что второй эшелон будет выслан после занятия острова. А на Соммерсе шёл ожесточённый бой.
Десантникам удалось захватить один из опорных пунктов – Итяпяя, все орудия которого были уничтожены, а из двадцати шести защитников лишь троим удалось пробиться к своим. Остальные были убиты или ранены.
Активно действовала авиация обеих сторон. Советские самолёты нанесли несколько ударов по позициям противника на острове и атаковали корабли и катера, при этом истребители отражали налёты финских самолётов, наносивших бомбоштурмовые удары по силам поддержки. В ходе одного из них торпедный катер ТК-33 из отряда прикрытия получил небольшие повреждения, а его командир был убит. Пострадали и два неприятельских катера и канонерская лодка.
В ходе боёв у Соммерса сообщения, стекавшиеся в штабы обеих сторон, содержали, как правило, сильно преувеличенную информацию о потерях противника, но для финнов, завышавших свои успехи в два раза, это не имело таких серьёзных последствий, как для советского командования. Ведь оно было уверено, что врагу наносится тяжёлый урон и его возможности продолжать борьбу уменьшаются. На самом же деле, хотя многие финские корабли и катера получили повреждения разной степени тяжести, ни один из них потоплен не был.

Капитан 1-го ранга Левченко, понимая, что бои развернулись куда более серьёзные, чем это предусматривалось планами, приказал канонерской лодке «Кама» выйти к Соммерсу. С Лавенсари для усиления ведших бои сил были отправлены четыре торпедных и пять сторожевых катеров. Противник тоже спешно направил дополнительные силы – отряд немецких тральщиков.

В утренние часы 8 июля активность сторон значительно снизилась, так как у советских катеров заканчивалось топливо, многие из них получили повреждения, а финские канонерские лодки, оказавшие огромную помощь гарнизону острова, расстреляли практически весь боезапас. Зато к месту сражения подошёл, первый из принявших в нём участие немецких кораблей – тральщик М18.Между кораблями завязался морской бой, в связи с чем советские корабли не смогли оказать никакой поддержки высаженному десанту. В 8 часов 48 минут советский флот понёс новую потерю: при подходе к восточной части Соммерса от попаданий снарядов загорелся и взорвался пытавшийся доставить десантникам боеприпасы торпедный катер ТК-22.
Финнам же к 11 часам 30 минутам в помощь своему гарнизону удалось перебросить на канонерской лодке «Турунмаа» и восьми катерах роту в составе 109 человек. Прибытие подкрепления окончательно изменило ситуацию, советский десант оказался в тяжелейшем положении. Теперь на стороне противника было не только огневое, но и численное превосходство. К тому же его канонерские лодки поддерживали свои войска огнём орудий среднего калибра, в то время как на советских катерах имелись лишь малокалиберные пушки.

Высланная же к Соммерсу «Кама» шла под проводкой катеров-тральщиков, скорость которых с поставленными тралами была очень малой. И хотя после полудня в бой вступила советская береговая батарея с Лавенсари, её огонь не корректировался и вряд ли принёс особую пользу десантникам. Подошедшая же «Кама» практически всю свою огневую мощь вынуждена была направить против финских кораблей.

В 14 часов 30 минут командир Островного сектора береговой обороны капитан 1-го ранга С.Д. Солоухин приказал начать посадку резерва в количестве 57 автоматчиков, погрузку радиостанции и продовольствия на торпедные катера ТК-11, ТК-30 и ТК-101. Около 16 часов они направились к Соммерсу и примерно через 45 минут под огнём финских кораблей подошли к его восточному берегу и начали высадку бойцов и выгрузку боеприпасов. При высадке под огнём врага погибли 13 человек. Правда, с берега удалось снять 23 раненых. От них стало известно, что на острове идет тяжёлый бой и необходимо подавить миномётную батарею врага. Но установить связь с десантом не удалось, так как, кроме раненых, на берегу не было других бойцов. Уже на отходе от финских береговых орудий получил попадание и взорвался торпедный катер ТК-31. Похоже, что к серьёзным боям на Соммерсе советское командование не готовилось и на Лавенсари не было частей, которые могли бы быть отправлены на помощь высаженным подразделениям без угрозы ослабления обороноспособности самой базы. Поэтому усилить десант своевременно не удалось, а потом было поздно – германские и финские самолёты, корабли, катера и орудия гарнизона острова сделали доставку подкреплений, снабжение, вывоз раненых, а затем и эвакуацию оставшихся в живых бойцов невозможными.

К вечеру 8 июля вместо канонерской лодки «Кама», на которой вышли из строя оба орудия главного калибра, в сражение вступили сторожевой корабль «Буря» и базовые тральщики Т-205 «Гафель» и Т-207 «Шпиль». Но их помощь явно запоздала. К этому времени к Соммерсу подошли финские минные заградители «Риилахти» и «Роутсинсалми» и немецкие корабли – плавбатарея «Ост», плавбаза «Неттельбек» и тральщик М37, сменивший М18, который пострадал от налётов советской авиации. Тральщик М37 принял участие в вечернем обстреле позиций советских десантников. С него на берег был отправлен сформированный на корабле ударный отряд из десяти человек, а также несколько ящиков с ручными гранатами, в которых у гарнизона возникла нужда.

В ночь на 9 июля советское командование предприняло последнюю попытку исправить положение. В атаку на неприятельские корабли были брошены торпедные катера, выводившиеся сторожевым кораблём «Буря» совместно с тральщиком Т-207. Трём катерам удалось выпустить по одной торпеде, но они не достигли целей, а два катера были подбиты. Попытка доставить на остров боеприпасы на трёх сторожевых катерах также закончилась плачевно. От попадания снаряда взорвался и погиб со всеми находившимися на борту, в том числе с командиром отряда высадки капитаном 2-го ранга К.А. Шиловым, морской охотник МО-306. И хотя весь день продолжались перестрелки между кораблями противников, положение десанта на острове стало безнадёжным.

9 июля в 12 часов 30 минут командир Островного сектора береговой обороны радиограммой доложил командующему Краснознамённым Балтийским флотом вице-адмиралу Трибуцу и командиру главной базы капитану 1-го ранга Левченко об обстановке в районе островов Лавенсари и Соммерс. В донесении говорилось, что для продолжения операции сил и средств не имеется, а на самом Соммерсе с 0 часов 9 июля боевых действий не наблюдается. В 19 часов 20 минут Г.И. Левченко получил новое сообщение, где, в частности, говорилось: «...Никакого движения на острове не обнаружено. При обнаружении десанта буду продолжать операцию по захвату» .

Весь день 10 июля в районе острова шли морские бои и удары авиации по кораблям, с нашей стороны погибли торпедные катера ТК-83 и ТК-123. Попытки высадки на остров разведгрупп окончились безрезультатно. В ночь на 11 июля операция была прекращена, все советские корабли были возвращены на базу.

Недостаток сил и отсутствие необходимого опыта не позволили добиться успеха. Десант погиб. Спасённых, кроме 23 раненых, эвакуированных вечером 8 июля, не было. В ходе операции были потоплены семь советских торпедных катеров и катер «малый охотник», повреждены базовый тральщик, десять торпедных, пять сторожевых, пять иных катеров. Канонерская лодка «Кама» вышла из строя из-за технических неисправностей.
Остров Соммерс остался в руках противника. Вокруг него финнами и немцами спешно были установлены сильные минные заграждения. Остров оставался в руках финнов вплоть до выхода Финляндии из войны в сентябре 1944 года, представляя собой, серьёзное препятствие для сил Балтийского флота.

(текст автров фотореп)
а тут что поместилось в псто:

Вот они скалы в северо-восточной оконечности, на которые пытались высадиться десантники в трех бальное волнение.

Камни в полосе прибоя все идеально обкатаны штормами, отполированы льдом. Покрыты тонким, почти незаметным глазу слоем сине-зеленых водорослей, которые живут в сухом виде, ожидая, когда штормовые волны принесут им живительную влагу. Но стоит попасть на них воде, все, амба - ноги разъезжаются. Не ходить, не выбраться из воды без посторонней помощи при волнении почти не возможно.

Скользкие прибрежные камни сыграли свою злую роль при высадке десанта на скалистый юго-восточный берег. Становится понятно, почему при высадке утопили большинство станковых пулеметов «Максим». А ещё все десантники были нагружены оружием и боеприпасами. К тому же их обстреливали с минометов, пушек и пулеметов весь финский гарнизон острова в 93 человека с суши, и финские канонерские лодки с моря.

На гранитных скалах до сих пор видны следы от разрывов снарядов.

В тот день были волнение силой три балла - это высота волны до 0.75 м. С масками и в ластах Женя и Саша обследуют подводную прибрежную часть места высадки десанта. Ищем предметы имеющие отношение к десанту, что бы выяснить место высадки и уточнить историю происходивших здесь событий.

Алексей сверяет наши и финские данные по потерям в людях и оружии. Сколько захватили финны пулеметов Максима. Вроде два. Значит, остальные восемь были утоплены при высадке. И немудрено. Вес Максима в сборе 70 кг, если даже снять тело пулемета со станка, то по отдельности все равно каждая часть весит более 30 кг.

Женя вынырнул и достал из под воды шести килограммовое бронзовое кольцевое крепление реверсивного редуктора. Через некоторое время нашел остатки оптического прибора, мелкие части от двигателя. Следы самих десантников пока не попались. Мешают искать ещё светло-зеленые водоросли, которые как ковровое длинношерстное покрытие плотно укрывает все дно у прибрежной части. Кругом шныряют мальки и прозрачные креветки. Вода прогрелась до 20-22 градусов. Потом нашли ещё несколько предметов: бронзовый вентиль с обломанной медной трубой, мелкие фрагменты двигателя.

Торпедный катер Г-5

У наших историков возникает дискуссия на тему как именно подходил к берегу торпедный катер Г-5. Алексей читает в документах, что при отходе после высадки десанта, торпедный катер вылетел на берег, так как муфта заднего хода левого двигателя была включена назад, а правого вперед. Пытаемся понять, как именно это выглядело исходя из увиденной расщелины, где был утоплен катер. Мог ли он зацепится за камень посредине маленькой бухты, в которой плавали с маской Саша и Женя. Какой при этом был ветер? Алексей тут же зачитывает, что северный и волнение 3 балла, соответственно были проблемы с подходом к берегу.

И почему остатки этого катера лежат в другой части острова? Пришли к выводу, что финны после войны перетащили остатки катеров в более удобное место для вытаскивания на берег и последующей разделки на вторсырье.

Третий день - среда.

В среду после завтрака, вооружившись финскими военными фотографиями, отправляемся на поиск братской могилы.

Пол дня занимались привязкой к местности по военной финской фотографии. Прикидывали и так и этак. Ориентировались по конфигурации камней и расположению финских столбов и сарая для лодочных принадлежностей. Сейчас их конечно нет. Поэтому искали в скалах выдолбленные лунки для установки столбов. Определили предположительно место, с помощью кирки и лопат начали долбать ямы в гальке. Из оргстекла, найденного на третьем этаже в локаторном посту, изготавливаем специальный планшет, процарапывая с помощью кончика ножа основные контуры фотографии. Что бы прямо сквозь оргстекло накладывать контур фотографии на местность. Чем и занялись после обеда. Алексей Мухин, к этому времени уже выдолбил в каменной осыпи из булыжников яму глубиной около метра. Ради копания ямы, даже отказался идти на обед и нещадно обгорел на солнце. Абрис на оргстекле позволил более точно определить возможное расположение братской могилы.

Расставляли вешки в месте где стоял лодочный сарай

и столбы телефонной связи.

Решено было копать ещё одну яму в камнях рядом, в полутора метрах.

Работали так: один киркой разрыхлял камни, после чего крупные камни выкидывали руками, а мелочь выкидывалась лопатой.

Загребая с размаху камни, от калёной лопаты стоял такой звон, что было трудно между собой разговаривать. Группа военных корреспондентов на жаре, обливаясь потом, снимала процесс. Володя и Игорь, по очереди таскали на плече тяжеленую камеру и треногу к ней. Игорь присоединился к нам и с киркой, а потом и с лопатой в руках помогал нам как мог. Каторжная работа продолжалась до вечера и тут Алексею попалась маленькая косточка-фаланга от человеческого пальца. Рядом была найдена сгнившая стальная гильза от трехлинейки.

С утроенной энергией стали срывать перемычку между ямами и через два часа ямы превратились в «окоп для стрельбы с лошади стоя». Однако, больше ничего не нашлось. Было ясно, что мы где-то совсем рядом. Но где? Братское захоронение не может быть маленькой и ее трудно потерять. Более тщательно изучая замусоренную пограничниками территорию галечного перешейка, обнаружили четыре сгнившие солдатские кружки с надписью ЛМЗ (Лысьевский Металлический Завод), горлышко от советской довоенной фляжки и несколько скрюченных и ссохшихся от времени ботинок, подозрительно похожих на морские ботинки времен войны.

На прибрежной части, под кучей современного металлического мусора обнаружили куски от военного катера.

Скоростные винты сделанные из стали. Видно, что сделан в военное время. Два мощных рулевых вала. Деревянный корпус.

Рядом с ним лежали предметы явно сопутствующие десанту: вскрытый цинк от патронов к трехлинейке с тяжелыми пулями обр. 1930 г. (на крышке была желтая полоса), крышка от цинка к гранатам РГД-33 и вкладыш в цинковый ящик с запалами Кавешникова к гранатам-лимонкам Ф-1. Обнаружили две телефонных катушки без кабеля. Маловероятно, что это бросили послевоенные пограничники, так как все найденные предметы были довоенного выпуска (кроме одной телефонной катушки выпуска 1942г.). Обалдев от борьбы с камнями на палящем солнце, бредем «Домой» в казарму на ужин. Завтра будем продолжать с утра углублять и расширять яму.

День четвертый - четверг.

Продолжаем расширять яму в каменном перешейке.

На этот раз обратили внимание, что рядом с развороченной нами ямой лежит кучка кирпичей. В радиусе 50-ти метров никаких других кирпичей нет.

Возникло предположение, что возможно этими кирпичами наши солдаты или пограничники облагородили захоронение. С утроенной энергией расширяем и углубляем яму. Ничего. Никаких признаков. Возникает ступор. Не может быть, что бы финны поставили крест и написали «Здесь похоронены 128 десантников высадившихся на остров 8 июля 1942 г.» просто так. Начинаем внимательно изучать местность вокруг нашей ямы. В метре обнаруживаем подозрительно ровное, заросшее травой место. Женя выкапывает пару контрольных шурфов и обнаруживает бывшую яму, так же выкопанную в камнях, засыпанную смесью золы и опилок. Возникло предположение, что это и есть искомое место.

Возможно, братскую могилу перенесли, а в яму засыпали золу и опилки, что бы их не раздувало ветром. А косточка от пальца осталась на поверхности и со временем провалилась сквозь камни на глубину 20 см. Значит, велика вероятность, что тела солдат перенесли в 50-е годы на Братское кладбище воинов РККА и моряков-балтийцев в Сосновом Бору. Сюда перенесли прах военных моряков, погибших в боях за Ленинград в 1941–1945 годах на островах Финского залива: Гогланд, Соммерс, Нерва, Большой и Малый Тютерс. Но это предстоит проверить в военкоматах и архивах.

Вторую половину дня решили посвятить подводному обследованию предполагаемого места гибели торпедного катера Д-3 № 22 подвозившего десантникам боеприпасы и радиостанцию. На берегу в скалах обнаружили стальные шпангоуты от катера. Один из них финны использовали для строительства своего дота в 1943 г. Обследуем подводную часть берега.

Прямо у скалистого берега начинаются глубокие расщелины глубиной 4-5 метров.

В них и удалось обнаружить части от катера: два гребных вала, остатки деревянной обшивки, россыпь скрюченных темно-желтых латунных шурупов и белых алюминиевых заклепок, гильзы от 45-мм пушки и крупнокалиберного пулемета ДШК, гильзу от 20 мм. пушки ШВАК, патроны для пистолетов ТТ и винтовок Мосина.

Все находки помяты и поцарапаны об камни, валы погнуты.

Алексей вытаскивает на берег один из гребных валов катера.

Некоторые мелкие предметы найденный в мрачных расщелинах приходилось выковыривать из щелей импровизированной монтажкой. Штормами и льдом, даже на глубине, они как молотком забиты в щели под камнями.

Некоторые части катеров так и не удалось поднять на поверхность, так как их на глубине придавило огромными валунами в несколько обхватов. Страшная сила эти осенние и зимние шторма. Видимо все, что не попало в расщелины, утащено штормами на глубину.

Камень фигурирующий на архивных фотографиях.

Собственно вот и он на заднем плане. Сфотографирован с другой стороны.

Эх - надо в будущем проводить полноценную подводную экспедицию. Женя плывет к берегу с очередными мелкими частями катера: какие-то медные трубочки, стальные уголки, провода в свинцовой изоляции. Пытается выбраться на берег с экспонатами. Не тут-то было. Проклятые водоросли и легкое волнение мешают.

Забираем у него находки. Саша Скробач, изощренно ругаясь, держится рукой за локоть. Он уже два раза грохнулся на камни, пока выходил из воды. Фотографируем найденные артефакты. Делаем вывод, что это последний из трех погибших в 1942 г. у самого берега катеров.

У острова всего было потоплено 8 катеров в 1942 году (один типа МО, пять торпедных катеров типа Г-5, один торпедный катер типа Д-3 и один типа Ш-4) и 3 торпедных катера типа Г-5 осенью 1941 года. Большинство из них лежит до сих пор на дне у острова.

Под водой в расщелине торчит какая-то медная коробчатая труба.

А вот загадочный предмет вблизи, похожий на приемник от Максима, среди мальков и Балтийских креветок.

Отдельные части торпедного катера Д-3 № 22, поднятые из-под воды.

Остатки гребных валов, с бронзовой втулкой.

Рядом с ним лежали предметы явно сопутствующие десанту: вскрытый цинк от патронов к трехлинейке с тяжелыми пулями обр. 1930 г. (на крышке была желтая полоса), крышка от цинка к гранатам РГД-33 и вкладыш в цинковый ящик с запалами Кавешникова к гранатам-лимонкам Ф-1. Обнаружили две телефонных катушки без кабеля. Маловероятно, что это бросили послевоенные пограничники, так как все найденные предметы были довоенного выпуска (кроме одной телефонной катушки выпуска 1942г.). Обалдев от борьбы с камнями на палящем солнце, бредем «Домой» в казарму на ужин. Завтра будем продолжать с утра углублять и расширять яму.

День четвертый - четверг.

Продолжаем расширять яму в каменном перешейке.

На этот раз обратили внимание, что рядом с развороченной нами ямой лежит кучка кирпичей. В радиусе 50-ти метров никаких других кирпичей нет.

Возникло предположение, что возможно этими кирпичами наши солдаты или пограничники облагородили захоронение. С утроенной энергией расширяем и углубляем яму. Ничего. Никаких признаков. Возникает ступор. Не может быть, что бы финны поставили крест и написали «Здесь похоронены 128 десантников высадившихся на остров 8 июля 1942 г.» просто так. Начинаем внимательно изучать местность вокруг нашей ямы. В метре обнаруживаем подозрительно ровное, заросшее травой место. Женя выкапывает пару контрольных шурфов и обнаруживает бывшую яму, так же выкопанную в камнях, засыпанную смесью золы и опилок. Возникло предположение, что это и есть искомое место.

Возможно, братскую могилу перенесли, а в яму засыпали золу и опилки, что бы их не раздувало ветром. А косточка от пальца осталась на поверхности и со временем провалилась сквозь камни на глубину 20 см. Значит, велика вероятность, что тела солдат перенесли в 50-е годы на Братское кладбище воинов РККА и моряков-балтийцев в Сосновом Бору. Сюда перенесли прах военных моряков, погибших в боях за Ленинград в 1941-1945 годах на островах Финского залива: Гогланд, Соммерс, Нерва, Большой и Малый Тютерс. Но это предстоит проверить в военкоматах и архивах.

Вторую половину дня решили посвятить подводному обследованию предполагаемого места гибели торпедного катера Д-3 № 22 подвозившего десантникам боеприпасы и радиостанцию. На берегу в скалах обнаружили стальные шпангоуты от катера. Один из них финны использовали для строительства своего дота в 1943 г. Обследуем подводную часть берега.

Прямо у скалистого берега начинаются глубокие расщелины глубиной 4-5 метров.

В них и удалось обнаружить части от катера: два гребных вала, остатки деревянной обшивки, россыпь скрюченных темно-желтых латунных шурупов и белых алюминиевых заклепок, гильзы от 45-мм пушки и крупнокалиберного пулемета ДШК, гильзу от 20 мм. пушки ШВАК, патроны для пистолетов ТТ и винтовок Мосина.

Все находки помяты и поцарапаны об камни, валы погнуты.

Алексей вытаскивает на берег один из гребных валов катера.

Некоторые мелкие предметы найденный в мрачных расщелинах приходилось выковыривать из щелей импровизированной монтажкой. Штормами и льдом, даже на глубине, они как молотком забиты в щели под камнями.

Некоторые части катеров так и не удалось поднять на поверхность, так как их на глубине придавило огромными валунами в несколько обхватов. Страшная сила эти осенние и зимние шторма. Видимо все, что не попало в расщелины, утащено штормами на глубину.

Камень фигурирующий на архивных фотографиях.

Собственно вот и он на заднем плане. Сфотографирован с другой стороны.

Эх - надо в будущем проводить полноценную подводную экспедицию. Женя плывет к берегу с очередными мелкими частями катера: какие-то медные трубочки, стальные уголки, провода в свинцовой изоляции. Пытается выбраться на берег с экспонатами. Не тут-то было. Проклятые водоросли и легкое волнение мешают.

Забираем у него находки. Саша Скробач, изощренно ругаясь, держится рукой за локоть. Он уже два раза грохнулся на камни, пока выходил из воды. Фотографируем найденные артефакты. Делаем вывод, что это последний из трех погибших в 1942 г. у самого берега катеров.

У острова всего было потоплено 8 катеров в 1942 году (один типа МО, пять торпедных катеров типа Г-5, один торпедный катер типа Д-3 и один типа Ш-4) и 3 торпедных катера типа Г-5 осенью 1941 года. Большинство из них лежит до сих пор на дне у острова.

Под водой в расщелине торчит какая-то медная коробчатая труба.