Александрийский маяк, он же фаросский - высочайшая конструкция древнего мира. Семь чудес света: Фаросский маяк.Египет (мир путешествий) Александрийский маяк светил

Александрийский маяк был одним из самых высоких искусственных сооружений почти 1000 лет и пережил почти 22 землетрясений! Интересно, не так ли?


В 1994 году французские археологи обнаружили несколько развалин в водах у побережья Александрии. Были обнаружены большие блоки и артефакты. Эти блоки принадлежали Александрийскому маяку. Построен первым Птолемеем, Александрийский маяк, называемый также Фаросский маяк, был единственным древним чудом с фактической целью - помогать морякам и кораблям заходить в гавань. Он был расположен на острове Фарос в Египте и являлся прекрасным примером древней архитектуры. Маяк был источником дохода и важной вехой для города.

История

◈ Александр Великий основал город Александрию в 332 году до нашей эры.

◈ После его смерти Птолемей I Сотер заявил о себе как о фараоне. Он построил город и ввел в эксплуатацию маяк.

◈ Фарос был небольшим островом, связанным с Александрией насыпью под названием Heptastadion.

◈ Александр назвал 17 городов своим именем, но Александрия является единственным городом, который сохранился и процветает.

◈ К сожалению, Александр не мог увидеть эту прекрасную структуру в своем городе, так как он умер в 323 году до нашей эры.

Строительство

◈ Александрийский маяк был построен между 280 и 247 до нашей эры. Это около 12 - 20 лет для строительства. Птолемей I умер до его завершения, поэтому он был открыт его сыном Птолемеем Филадельфийским.

◈ Стоимость строительства составила около 800 талантов, которые на сегодняшний момент эквивалентны 3 миллионам долларов.

◈ Маяк был примерно 135 метров высотой. Самая нижняя часть была квадратной, средняя была восьмиугольной, а вершина круглой.

◈ Для построения маяка были использованы известняковые блоки. Они были запечатаны расплавленным свинцом, чтобы выдерживать сильные волны.

◈ Винтовые лестницы вели к вершине.

◈ В огромном кривом зеркале отражался свет в течение дня, а ночью горел огонь на самом верху.

◈ Свет маяка можно было увидеть по разным данным на расстояние от 60 до 100 км.

◈ Неподтвержденные источники говорят, что зеркало также использовалось для выявления и сожжения вражеских кораблей.

◈ 4 статуи бога Тритона стояли на четырех углах сверху и статуя Зевса или Посейдона в центре.

◈ Дизайнером маяка был Сострат Книдский. Некоторые источники приписывают ему также спонсорство.

◈ Легенда гласит, что Птолемей не позволил Сострату вписать свое имя на стенах маяка. Даже тогда Сострат написал "Сострат, сын Декстифона, посвятил богам-спасителям ради морей" на стене, а затем положил сверху штукатурку и написал имя Птолемея.

Уничтожение

◈ Маяк был сильно поврежден во время землетрясения в 956 году, а затем снова в 1303 и 1323.

◈ Хотя Маяк пережил почти 22 землетрясений, он, наконец, рухнул в 1375.

◈ В 1349 году известный арабский путешественник Ибн Баттута посетил Александрию, но не смог подняться на маяк.

◈ В 1480 остаток камня были использован для создания форта Кайт-Бей на том же месте.

◈ Сейчас на месте маяка находится военная крепость Египта, поэтому исследователи не могут туда добраться.

Значение

◈ Памятник стал идеальной моделью маяка и имеет важное архитектурное значение.

◈ слово "Фарос" - маяк происходит от греческого слова φάρος на многих языках, таких как французский, итальянский, испанский и румынский.

◈ Александрийский маяк упоминается Юлием Цезарем в его произведениях.

◈ Маяк остается гражданским символом города Александрии. Его изображение используется на флаге и печати провинции, а также на флаге Александрийского университета.

Один из самых выдающихся памятников древнего мира теперь находится под водой в руинах. Но все желающие могут поплавать вокруг руин с снаряжением.

Дарья Нессель | Окт 10, 2017

Александрийский маяк , построенный на Фаросе, – небоскрёб древности, равный которому смогли создать только через 16 веков. За его небывалую высоту больше 100 м считается одним из .

Александрийский маяк - наблюдательный форпост

В 332 году до н.э. в устье реки Нил, на косе, впадающей в Средиземное море, Александр Македонский основал столицу своей империи в Египте и назвал её Александрией. Предусмотрительный завоеватель выбирал место, чтобы оно было удобной гаванью на перекрёстке водных путей, неуязвимо с суши и не испытывало недостатка в воде в засушливом африканском климате.

Пустыня, простирающаяся на тысячу миль южнее, озеро и один из рукавов дельты Нила подходили по всем условиям для начала постройки города.


Седьмое чудо света - Фаросский маяк.

Смерть Александра Великого через 9 лет не дала осуществить этот проект при его жизни. Диадох (военачальник) Птолемей I в результате раздела гигантской державы укрепился в Египте и реализовал задуманное Македонским.

Основатель рода, правившего в Египте около 300 лет, потомок греческого аристократа, соратник знаменитого полководца, умный и осторожный правитель, сумел похоронить Александра у себя, тем самым поставив своё царство в особое положение по сравнению с другими частями распавшейся империи.

Последняя представительница этой династии Клеопатра покончила с собой в Александрии после известия о гибели Марка Антония и разгроме египетских войск римскими легионерами.

Вложив немалые средства, он превратил это поселение в культурный центр цивилизации, где жили и работали выдающиеся философы, поэты, математики, скульпторы, такие как Эвклид, Герон, Константинос Кафавис.

Александрийская библиотека и Музейон появились во времена правления Птолемеев (соправителем Птолемея I был его сын).

Коммерческие суда с трёх континентов бросали свои якоря в акватории Александрии. Флот египтян был доминирующим на Средиземноморье. Требовался надёжный порт, каким и должна была стать столица.

Морские пути к Александрии проходили близко от опасных рифов, поэтому возведение маяка было необходимостью. Кроме этого, для защиты от нападения с моря нужен был наблюдательный форпост, так как равнинный характер местности не позволял увидеть неприятеля издалека.

Александрийский маяк.

Строительство Александрийского маяка

Александрийский маяк был возведён в сжатые сроки, всего за 5 лет (примерно 285 – 280 год до н.э.) и простоял почти десять столетий.

Такой короткий график объясняется благоприятными обстоятельствами, сложившимися в это период: достаточные финансовые и трудовые ресурсы и договора о ненападении, заключённые Птолемеем со своими врагами.

По свидетельству древнегреческого историка Плиния Старшего на Фаросский маяк было потрачено 800 талантов.

Побережье, на котором была основана Александрия, не имело естественного укрытия, поэтому для создания искусственной бухты были сооружены дамба и мол.

Дамба выполняла три функции:

  • делила акваторию на морскую и речную,
  • препятствовала заиливанию дна,
  • по ней происходило снабжение при дальнейшем обслуживании Александрийского маяка.

Мол защищал портовый комплекс от штормов и ураганов.

На восточном скалистом берегу Фароса на массивном гранитном основании со сторонами 180 на 130 метров была возведена трехъярусная крепость общей высотой по разным оценкам от 110 до 180 метров, обнесённая крепостной стеной.

Материалом для строительства служил гранит и известняк, облицованный мрамором.

  • Первый ярус представлял собой сооружение, высотой примерно с 20 - этажный дом, с квадратным основанием, имевшим периметр 120 метров, ориентированным по сторонам света.

На его плоской крыше возвышались четыре башни и статуи Тритонов (мифических полулюдей-полурыб, движением хвоста усмиряющих или вздымающих волны).

Внутри первого этажа был размещён гарнизон, охранявший Александрийский маяк, и обслуживающий персонал, а также необходимый инвентарь и запасы пищи и воды на случай осады.


  • Второй, сорокаметровый ярус являл из себя восьмиугольную призму, ориентированную по направлению ветров. Внутри этого этажа, по предположению, был пандус, по которому поднимали топливо на верхний ярус.

По легенде на втором ярусе находились необыкновенные статуи: одна всегда показывала рукой на солнце и опускала её, когда оно заходило; другая – направление ветра; третья – время суток.

  • Последний ярус из 8 десятиметровых колонн, закрытых куполом, образовывал фонарь, внутри которого ночью горел огонь, а днём валил дым.

На крыше Фаросского маяка возвышалась лицом к морю семиметровая бронзовая статуя Посейдона, древнегреческого бога морей и океанов.

Пламя гигантского костра поддерживалось просмолёнными дровами круглые сутки, предупреждая моряков об отмелях, рифах и указывая дорогу к гавани. В туман и дождь при плохой видимости звук трубы извещал приближающиеся корабли о близости надёжной пристани.


Фаросский маяк.

В Александрийском маяке впервые была применена система зеркал (из отполированных металлических пластин), усиливающих свечение костра и создающих направленный луч, видимый за сотню километров. Он был так ярок, что во тьме походил на сияние звезды и иной раз сбивал мореплавателей с курса, прокладывавшим свой путь, ориентируясь по звёздному небосклону. Гений тамошних инженеров остался в названии современного оптического прибора: фара.

По завершении работ это грандиозное творение сразу было отнесено к чудесам света.

Спроектировал и отстроил Александрийский маяк архитектор и строитель Сострат из Книдии. Гордость за своё детище заставила его выбить на камнях фундамента собственное имя, чтобы сохранить его для будущих поколений. Надпись гласила, что он, Сострат из Книда, посвящает маяк богам - спасителям во славу мореходов.

Но монарх требовал, чтобы увековечили именно его. Находчивый зодчий замазал раствором начертанное им послание и поверху написал «Птолемей I Сотер». Прошли годы, штукатурка отпала, явив всем реального создателя чуда.

Упадок Александрийского маяка

Фаросский маяк был символом Александрии. Им восхищались, чеканили на деньгах, украшали вазы и кувшины, делали в качестве сувениров.

К XII в. конструкция пришла в упадок, корабли сюда уже не заходили из-за заиленности и смещения торговых маршрутов. Детали переплавили на мелкие денежные знаки.

В XIV в. новые подземные толчки окончательно уничтожили шедевр культуры и зодчества. На его руинах султан Кайт-бей построил бастион, который сохранился и до сих пор.

Теперь это укрепление является военно-морской базой.

Дайверы нашли остатки каменной кладки, частично затопленные после сейсмоактивности. Это послужило поводом для маленькой сенсации, подхваченной прессой.

Администрация Каира с 2015 года рассматривают возможность реконструкции Александрийского маяка.

Лишь одно из семи чудес древнего мира имело практическое предназначение – Александрийский маяк. Исполнял он сразу несколько функций: позволял кораблям без особых проблем подойти к гавани, а наблюдательный пункт, расположенный наверху уникального сооружения, давал возможность следить за водными просторами и вовремя замечать неприятеля.

Местные жители утверждали, что свет Александрийского маяка сжигал вражеские судна ещё до их приближения к берегу, а если им и удавалось подойти к побережью, статуя Посейдона, находящаяся на куполе удивительной конструкции, издавала пронзительный предостерегающий крик.

Во времена, когда высота зданий обычно не превышала трёх этажей, маяк высотой около ста метров, не мог не поражать воображение как местных жителей, так и гостей города. Тем более что на момент окончания строительства оно оказалось самым высоким зданием древнего мира и являлось таковым ещё чрезвычайно длительное время.

Александрийский маяк находился на восточном побережье небольшого острова Фарос, расположенного возле Александрии – главного морского порта Египта, построенного Александром Македонским в 332 г. до н.э.

Место для возведения города великий полководец выбирал чрезвычайно тщательно: он изначально задумал построить в этом регионе порт, который являлся бы важным торговым центром.

Чрезвычайно важно было, чтобы он находился на пересечении как водных, так и наземных путей трёх частей света – Африки, Европы и Азии. По этой же причине здесь нужно было построить не менее двух гаваней: одну для кораблей, прибывших со стороны Средиземного моря, а другую – для приплывших по Нилу.

Поэтому Александрия была построена не в дельте Нила, а немного в стороне, на двадцать миль южнее. При выборе места для города, Александр учитывал местонахождение будущих гаваней, особое внимание при этом уделил их укреплению и защите: очень важно было сделать всё для того, чтобы воды Нила не забивали их песком и илом (специально для этого впоследствии была сооружена дамба, соединяющую континент с островом).

После смерти Александра Македонского через некоторое время город оказался под властью Птоломея I Сотера – и в результате умелого управления превратился в успешный и процветающий город-порт, а возведение одного из семи чудес света значительно приумножило его богатства.

Предназначение

Александрийский маяк давал возможность кораблям без проблем заплывать в порт, успешно обходя подводные камни, отмели и другие препятствия залива. Благодаря этому после возведения одного из семи чудес объёмы торговли света резко возросли.

Маяк также служил дополнительным ориентиром для моряков: пейзаж египетского побережья довольно-таки разнообразен – в основном одни лишь низменности и равнины. Поэтому сигнальные огни перед входом в гавань были как нельзя кстати.


С этой ролью успешно бы справилось и более низкое сооружение, поэтому Александрийскому маяку инженеры отводили ещё одну немаловажную функцию – роль наблюдательного пункта: враги нападали обычно с моря, поскольку страну со стороны суши неплохо защищала пустыня.

Установить такой наблюдательный пункт на маяке нужно было ещё и потому, что возле города не было никаких природных возвышенностей, где это можно было бы сделать.

Строительство

Такое масштабное строительство требовало огромных ресурсов, притом не только финансовых и трудовых, но также и интеллектуальных. Птоломей I эту проблему решил довольно быстро: как раз в то время он завоевал Сирию, поработил евреев и увёл их в Египет (часть из них впоследствии он задействовал для возведения маяка).

Именно в это время (в 299 г. до н.э.) он заключил перемирие с Деметрием Полиоркетом, правителем Македонии (отцом его был Антигон, злейший враг Птоломея, который умер в 301 г. до н. э).


Таким образом, перемирие, огромное количество рабочей силы и другие благоприятные обстоятельства, дали ему возможность начать строительство грандиозного чуда света (хотя точная дата начала строительных работ до сих пор не определена, исследователи убеждены, что это случилось где-то между 285/299 гг. до н.э.).

Наличие дамбы, построенной ранее и соединявшей остров с континентом, значительно облегчало задачу.

Первоначальный внешний вид

Строительство Александрийского маяка было поручено мастеру Сострату из Книдии. Птоломей пожелал, чтобы на здании было начертано лишь его имя, говорящее о том, что именно он создал это великолепное чудо света.

Но Сострат был настолько горд своей работой, что вначале выбил на камне своё имя, затем наложил на него очень толстый слой штукатурки, на которой написал имя египетского правителя. Со временем штукатурка осыпалась, и мир увидел подпись архитектора.


Точных сведений о том, как именно выглядело одно из семи чудес света, не сохранилось, но кое-какие данные всё же имеются:

  • Маяк со всех сторон был обнесён толстыми крепостными стенами, а на случай осады в его подземельях хранились запасы воды и еды;
  • Высота древнего небоскреба составляла от 120 до 180 метров;
  • Маяк был построен в форме башни и имел три этажа;
  • Стены древнего сооружения были выложены из мраморных глыб и скреплены раствором с небольшим добавлением свинца.
  • Фундамент конструкции имел почти квадратную форму – 1,8 х 1,9 м, а в качестве строительного материала был использован гранит или известняк;
  • Первый этаж Александрийского маяка имел высоту около 60 м, при этом длина сторон составляла около 30 м. Внешне он напоминал крепость или замок с установленными по углам башнями. Крыша первого яруса была плоской, декорирована статуями Тритона и служила основой для следующего этажа. Здесь были расположены жилые и подсобные помещения, в которых жили солдаты и рабочие, а также хранился разный инвентарь.
  • Высота второго этажа составляла 40 метров, он имел восьмиугольную форму и был облицован мраморными плитами;
  • Третий ярус имел цилиндрическую конструкцию, декорированную статуями, исполняющими роль флюгеров. Здесь было установлено восемь колонн, которые поддерживали купол;
  • На куполе, развернувшись лицом к морю, стояла бронзовая (по другим версиям – золотая) статуя Посейдона, высота которой превышала семь метров;
  • Под Посейдоном находилась площадка, на которой горел сигнальный огонь, указывавший путь к гавани ночью, тогда как днём его функции исполнял огромных размеров столб дыма;
  • Для того чтобы огонь можно было увидеть с огромного расстояния, возле него была установлена целая система из отполированных металлических зеркал, отражающих и усиливающих свет костра, который, по свидетельствам современников, был виден даже на расстоянии 60 км;

Существует несколько версий, как именно поднимали топливо на вершину маяка. Приверженцы первой теории полагают, что между вторым и третьим ярусами была расположена шахта, где был установлен подъёмный механизм, с помощью которого наверх поднималось топливо для костра.

Что касается второй, то она подразумевает, что на площадку, на которой горел сигнальный огонь, можно было попасть по винтовой лестнице вдоль стен сооружения, причём лестница эта была настолько пологой, что наверх здания без труда могли подняться навьюченные ослы, везущие топливо на вершину маяка.

Крушение

Александрийский маяк прослужил людям довольно долго – около тысячи лет. Таким образом, он пережил не одну династию египетских правителей, видел римских легионеров. На его судьбу это особо не повлияло: кто бы ни правил Александрией, все заботились о том, чтобы уникальное сооружение простояло как можно дольше – восстанавливали разрушившиеся из-за частых землетрясений детали здания, обновляли фасад, на который негативно влияли ветер и солёная морская вода.

Время сделало своё дело: маяк перестал работать в 365 году, когда одно из сильнейших землетрясений Средиземного моря вызвало цунами, затопившее часть города, а число погибших египтян, по свидетельствам летописцев, превысило 50 тыс. жителей.


После этого события, маяк значительно уменьшился в размерах, но простоял ещё довольно долго – вплоть до XIV века, пока очередное сильнейшее землетрясение не стёрло его с лица земли (через сто лет султаном Кайт-бей на его фундаменте была возведена крепость, которую можно увидеть и в наши дни).

В середине 90-х гг. остатки Александрийского маяка были обнаружены на дне залива при помощи спутника, а ещё через какое-то время учёные, используя компьютерное моделирование, смогли более-менее восстановить образ уникального сооружения.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Маяк

Александрийский маяк
Φάρος της Αλεξάνδρειας


Александрийский маяк,
рисунок археолога Г. Тирша (1909)
Страна Египет
Местоположение Александрия
Высота маяка 140 метров
Расстояние 50 километров
Действующий нет
К:Википедия:Ссылка на Викисклад непосредственно в статье Координаты : 31°12′51″ с. ш. 29°53′06″ в. д.  /  31.21417° с. ш. 29.88500° в. д.  / 31.21417; 29.88500 (G) (Я)

Александри́йский мая́к (Фа́росский маяк ) - маяк, построенный в III веке до н. э. на острове Фарос около египетского города Александрии , одно из 7 чудес света .

История строительства

Маяк был построен для того, чтобы корабли могли благополучно миновать рифы на пути в александрийскую бухту. Ночью им помогало в этом отражение языков пламени, а днём - столб дыма. Маяк простоял почти тысячу лет, но в 796 г. н. э. был сильно поврежден землетрясением . Впоследствии пришедшие в Египет арабы пытались восстановить его, и к XIV в. высота маяка составляла около 30 м. В конце XV века султан Кайт-Бей воздвиг на месте маяка крепость , которая стоит и сейчас.

Маяк был построен на маленьком острове Фарос в Средиземном море около берегов Александрии. Этот оживлённый порт основал Александр Великий во время посещения Египта в 332 г. до н. э. Сооружение назвали по имени острова. На его строительство должно было уйти 20 лет, а завершён он был около 283 г. до н. э. , во времена правления Птолемея II , царя Египта. Строительство этого гигантского сооружения длилось всего 5 лет. Архитектор - Сострат Книдский.

Фаросский маяк состоял из трёх мраморных башен, стоявших на основании из массивных каменных блоков. Первая часть башни была прямоугольной, в ней находились комнаты, в которых жили рабочие и солдаты. Над этой частью располагалась меньшая, восьмиугольная башня со спиральным пандусом, ведущим в верхнюю часть. Верхняя часть башни формой напоминала цилиндр, в котором горел огонь.

Направляющий свет

Гибель маяка

Исследования

В 1968 году под эгидой ЮНЕСКО развалины маяка исследовала известный подводный археолог Хонор Фрост : много позднее, в 1997 году, за эту экспедицию она получила от правительства Франции медаль «За новаторскую подводную археологию в Египте».

Напишите отзыв о статье "Александрийский маяк"

Литература

  • Шишова И. А., Нейхардт А. А. Семь чудес древнего мира
  • . Peter A. Clayton

Примечания

Отрывок, характеризующий Александрийский маяк

Бородинское сражение с последовавшими за ним занятием Москвы и бегством французов, без новых сражений, – есть одно из самых поучительных явлений истории.
Все историки согласны в том, что внешняя деятельность государств и народов, в их столкновениях между собой, выражается войнами; что непосредственно, вследствие больших или меньших успехов военных, увеличивается или уменьшается политическая сила государств и народов.
Как ни странны исторические описания того, как какой нибудь король или император, поссорившись с другим императором или королем, собрал войско, сразился с войском врага, одержал победу, убил три, пять, десять тысяч человек и вследствие того покорил государство и целый народ в несколько миллионов; как ни непонятно, почему поражение одной армии, одной сотой всех сил народа, заставило покориться народ, – все факты истории (насколько она нам известна) подтверждают справедливость того, что большие или меньшие успехи войска одного народа против войска другого народа суть причины или, по крайней мере, существенные признаки увеличения или уменьшения силы народов. Войско одержало победу, и тотчас же увеличились права победившего народа в ущерб побежденному. Войско понесло поражение, и тотчас же по степени поражения народ лишается прав, а при совершенном поражении своего войска совершенно покоряется.
Так было (по истории) с древнейших времен и до настоящего времени. Все войны Наполеона служат подтверждением этого правила. По степени поражения австрийских войск – Австрия лишается своих прав, и увеличиваются права и силы Франции. Победа французов под Иеной и Ауерштетом уничтожает самостоятельное существование Пруссии.
Но вдруг в 1812 м году французами одержана победа под Москвой, Москва взята, и вслед за тем, без новых сражений, не Россия перестала существовать, а перестала существовать шестисоттысячная армия, потом наполеоновская Франция. Натянуть факты на правила истории, сказать, что поле сражения в Бородине осталось за русскими, что после Москвы были сражения, уничтожившие армию Наполеона, – невозможно.
После Бородинской победы французов не было ни одного не только генерального, но сколько нибудь значительного сражения, и французская армия перестала существовать. Что это значит? Ежели бы это был пример из истории Китая, мы бы могли сказать, что это явление не историческое (лазейка историков, когда что не подходит под их мерку); ежели бы дело касалось столкновения непродолжительного, в котором участвовали бы малые количества войск, мы бы могли принять это явление за исключение; но событие это совершилось на глазах наших отцов, для которых решался вопрос жизни и смерти отечества, и война эта была величайшая из всех известных войн…
Период кампании 1812 года от Бородинского сражения до изгнания французов доказал, что выигранное сражение не только не есть причина завоевания, но даже и не постоянный признак завоевания; доказал, что сила, решающая участь народов, лежит не в завоевателях, даже на в армиях и сражениях, а в чем то другом.
Французские историки, описывая положение французского войска перед выходом из Москвы, утверждают, что все в Великой армии было в порядке, исключая кавалерии, артиллерии и обозов, да не было фуража для корма лошадей и рогатого скота. Этому бедствию не могло помочь ничто, потому что окрестные мужики жгли свое сено и не давали французам.
Выигранное сражение не принесло обычных результатов, потому что мужики Карп и Влас, которые после выступления французов приехали в Москву с подводами грабить город и вообще не выказывали лично геройских чувств, и все бесчисленное количество таких мужиков не везли сена в Москву за хорошие деньги, которые им предлагали, а жгли его.

Представим себе двух людей, вышедших на поединок с шпагами по всем правилам фехтовального искусства: фехтование продолжалось довольно долгое время; вдруг один из противников, почувствовав себя раненым – поняв, что дело это не шутка, а касается его жизни, бросил свою шпагу и, взяв первую попавшуюся дубину, начал ворочать ею. Но представим себе, что противник, так разумно употребивший лучшее и простейшее средство для достижения цели, вместе с тем воодушевленный преданиями рыцарства, захотел бы скрыть сущность дела и настаивал бы на том, что он по всем правилам искусства победил на шпагах. Можно себе представить, какая путаница и неясность произошла бы от такого описания происшедшего поединка.
Фехтовальщик, требовавший борьбы по правилам искусства, были французы; его противник, бросивший шпагу и поднявший дубину, были русские; люди, старающиеся объяснить все по правилам фехтования, – историки, которые писали об этом событии.
Со времени пожара Смоленска началась война, не подходящая ни под какие прежние предания войн. Сожжение городов и деревень, отступление после сражений, удар Бородина и опять отступление, оставление и пожар Москвы, ловля мародеров, переимка транспортов, партизанская война – все это были отступления от правил.

Первый (нижний) ярус маяка с квадратным основанием напоминал крепость или замок с установленными по углам башнями. Башни были сориентированы по сторонам света. Высота яруса достигала примерно шестидесяти метров. Плоская крыша нижнего яруса служила основой для второго яруса. Здесь же на крыше были установлены статуи тритонов. Внутри первого яруса размещался гарнизон, охранявший маяк, и обслуживающий персонал, а также необходимый инвентарь и запасы воды и еды на случай осады.

II (средний) ярус

Второй (средний) ярус с восьмиугольным основанием возвышался еще на сорок метров. Внутри второго яруса предположительно был сооружен пандус, по которому поднимали топливо для сигнального огня на третий (верхний) ярус.

III (верхний) ярус

На третьем цилиндрическом ярусе были установлены колонны, поддерживающие купол маяка. На площадке среди колонн разжигали сигнальный огонь. Свет сигнального огня отражался и усиливался целой системой отполированных бронзовых пластин.

На куполе маяка была установлена огромная золотая статуя Посейдона. Складывалось впечатление, что Посейдон охранял Фаросский маяк , пристально вглядываясь в свои морские просторы.