Метро в Стамбуле: полезные маршруты, схема, описание ↓. Скоростной трамвай в Стамбуле (ветка Т1) Схема движения трамвая т1 в стамбуле

Стамбул — крупнейший турецкий город с развитой инфраструктурой. В городе много автобусов и трамваев, есть метро и такси — все для удобства передвижения жителей и гостей. Приезжие даже без знания английского или турецкого могут легко пользоваться транспортом, но на всякий случай изучите наш опыт.

В момент прилета в или Ататюрк туристические карты и книжные путеводители можно приобрести практически на месте. Также существуют бесплатные атласы, с подробной схемой городских дорог и маршрутов, например, популярный путеводитель Sokak Sokak Istambul .

Те, кому чуждо использоваться аналоговые носители информации, разумеется, загрузят в телефон всё необходимое. Рекомендуем приложения Google Trip и Maps.Me . Для тех, кто планирует пользоваться интернетом в Турции, идеально подойдет Google Maps . Подробнее о программах для туристов в .

Зачастую поиск определенного объекта заканчивается неудачно, и приходится обращаться к местным жителям за помощью. Не волнуйтесь — турки очень гостеприимны и всегда готовы помочь.

Istanbulkart (Истамбул карт)

В Турции стоимость поездки на общественном транспорте стоит дороже, чем по специальным смарт-картам. Как местные, так и приезжие пользуются пластиковой картой Istanbulkart .

Истамбул-карт выглядит как простая кредитка. Была введена в обращение в 2009 году, действует как проездной в автобусах, трамваях, на фуникулерах, в метро, ​​на пригородных поездах и паромных судах.

Кроме того, что оплачивать поездки с помощью Istanbulkart выгоднее, существуют и дополнительные скидки. При пяти и менее пересадках на другие транспортные средства в течение 2-х часов действует экстра-дисконт.

Смарт-карточку можно приобрести в офисах и билетных киосках на автовокзалах, аэропортах и других крупных транспортных развязках. Стоимость карты в офисах — 10 лир . Дешевле (6 лир ) Истамбул-карт можно купить в автоматах голубого цвета Automatic Vending Machine (OSM) у входов в метро.

Пополняются карты обычно в черно-желтых автоматах Biletmatik, расположенных практически на каждой остановке общественного транспорта. Пополнить можно до 300 лир (только бумажными купюрами), но сразу большую сумму класть не рекомендуем — всегда можно потом доложить.

Здесь можно пополнить Istambul-cart

Автобусы и долмуши

Автобусы в Стамбуле — один из самых распространенных видов транспорта. Сегодня в городе насчитывается более 4 тыс. кабин, которые перевозят 30% всего населения. Единственный — это невыносимые пробки на дорогах. В настоящее время в Стамбуле существует более 500 автобусных маршрутов.

Стоимость проезда без карты — 4 лиры, по смарт-карте — 1,95 лиры.

Долмуши (или привычные нам маршрутки) представляют собой альтернативу автобусам. Проезд на них стоит немного выше (5 лир), Истамбул-картой оплатить нельзя, но ходят они почаще и останавливаются по взмаху руки.

Сравнительно недавно в Стамбуле начали курсировать метробусы (Metrobus). Представляют собой скоростные современные микроавтобусы, со множеством маршрутов. Стоимость проезда — 2,4 лиры .

Карту автобусных маршрутов можно посмотреть здесь (кликабельно):

Такси несомненно отдано первое место по комфортабельности. В Стамбуле как минимум 20 тыс. желтых такси. Однако велика вероятность, что вас разведут на деньги. Наиболее вероятные сценарии:

  1. Таксист откажется вас везти, потому что пункт назначения слишком близко (якобы не выгодно ему).
  2. Таксист согласиться вас везти, но не включит счетчик, даже после вашего требования. И впоследствии попросит крупную сумму за проезд.
  3. Таксист будет вас возить по кругу, накручивая счетчик по-максимуму, тем самым зарабатывая больше.
  4. Вроде согласился, везёт не по кругу, счетчик включен, но будет вести машину лихо и ругаться по пути на своем языке.

Как только садитесь в такси, сразу стучите пальцем по счетчику и говорите «такси митер». И не вступайте в торговлю. Когда водитель запустит счетчик, на экране покажется 3,20 лир — это плата за посадку, и по 2 лиры за каждый километр .

Например, стоимость проезда на такси (15−25 минут езды) между Султанахметом и площадью Таксим составляет примерно 25−30 лир . Для 35−75-минутной поездки из аэропорта Ататюрк на площадь Султанахмет официальная плата за проезд составляет от 50−55 лир. От аэропорта Ататюрк до площади Таксим — 60−65 лир . (UPD от апреля 2019 года: аэропорт Ататюрк в Стамбуле закрыли, а вместо него , самый большой в мире аэропорт вдали от города).

Метро

Одним их самых удобных и быстрых видов транспорта в Стамбуле является метро. В городе всего 4 ветки . На карте они обозначаются разными цветами. М1, М2, М3 находятся в европейской части, а М4 занимает азиатскую часть.

  • М1 — красная ветка. Среди туристов самая востребованная. По приезду в аэропорт Ататюрк по данной линии можно добраться почти в любую городскую точку.
  • М2 и М3 — на карте обозначены зеленой и голубой ветками. Этими ветками в основном пользуются местные жители.
  • М4 — розовая линия метро. Ее расположение в азиатской части города, она проходит по маршруту между пристанью Кадыкей и спальными районами.

Карту стамбульского метрополитена можно посмотреть здесь (кликабельно):

Мармарай

Отдельная ветка метрополитена под названием Marmaray (Мармарай) — это проект подземки длиной 13,6 км, которая соединяет европейскую и азиатскую часть Стамбула через туннель под проливом Босфор. В европейской части находятся станции Kazlıçeşme, Yenikapı и Sirkeci. В азиатской — Üskudar и Ayrılık Çeşmesi.

Название Мармарай происходит от турецкого слова «Marmara» (Мраморное море) и «ray», что означает «рельс». Строительство тоннеля началось в 2004 году и обошлось в $ 3,5 млрд.

Стоимость поездки по жетону в Мармарае составляет 5 лир; по Истамбул-карт — 2,6 лиры. Цена при пересадке в течение 2-х часов -1,95 лиры.

Трамвай

Трамвайное сообщение внутри Стамбула функционирует еще с 19 века и эффективно разгружает городские пробки. Трамвайный транспорт в Стамбуле имеет 4 ветки: Т1, Т3, Т4 и Т2 (старинный трамвайчик).

На остановку можно попасть только через турникет

  • Т1 проходит через исторический район Султанахмет, связан с главными памятниками культуры, которые можно увидеть во время поездки.
  • Трамваи, движущиеся по маршруту Т3, расположены в азиатской части Стамбула. Прокатившись по этой ветке можно ознакомиться с архитектурой данной части города.
  • Самая непопулярная ветка среди туристов Т4 соединяет спальные районы с центром.

До сегодняшних дней номера трамваев дублируются и цветовым решением — сделано это для неграмотного населения. Для туристов тоже будет полезно:

  • Красный: Aksaray, Mecidiyeköy, Şişli, Topkapı, Tünel
  • Синий: Beyazıt, Maçka
  • Зеленый: Edirnekapı, Fatih, Harbiye
  • Желтый: Arnavutköy, Bebek, Beşiktaş, Kurtuluş, Ortaköy
  • Белый: Bahçekapı, Eminönü, Sirkeci, Taksim, Yedikule

Большой популярностью у туристов пользуется легендарный красный трамвайчик, идущий по пешеходной улице Истикляль. Исторический красный трамвай — один из символов Стамбула. И хотя путь трамвайчика совсем не велик — всего 1,6 км — каждый турист, приезжающий в Стамбул обязательно должен на нем прокатиться.

Во время нашего посещения Стамбула трамвайный путь на Истикляле реставрировали (а мы даже думали, что их навсегда демонтируют), и нам не удалось совершить такую поездку. Зато есть повод вернуться!

Реставрация рельсов на Истикляле


Автобусы Хаваташ (Havabus)

Это самый удобный, быстрый и недорогой трансфер, который доставит вас из любого аэропорта Стамбула на европейскую часть (пристань Kadıköy) или азиатскую часть города (площадь Taksim). Автобусы ходят, как правило, каждые полчаса:

Sabiha Gökçen Airport — Kadıköy Departure Times

04:00 — 04:30 — 05:00 — 05:30 — 06:00- 06:30 — 07:00 — 07:30 — 08:00 — 08:30 — 09:00 — 09:30 — 10:00 — 10:30 — 11:00 — 11:30 — 12:00 — 12:30 — 13:00 — 13:30 — 14:00 — 14:30 — 15:00 — 15:30 — 16:00 — 16:30 — 17:00 — 17:30 — 18:00 — 18:30 — 19:00 — 19:30 — 20:00 — 20:30 — 21:00 — 21:30 — 22:00 — 22:30 — 23:00 — 23:30 — 00:00 — 00:30 — 01:00

Автобусы Хаваташ трудно не заметить — они окрашены в белый цвет, и на них обозначен логотип крупными буквами «Havabus». Спереди всегда указана конечная станция прибытия. Проезд можно оплатить только наличными турецкими лирами. Удобно и то, что можно сдать свой багаж в специальный отсек, чего нельзя сделать в обычных рейсовых автобусах.

Фуникулеры и канатные дороги (cablecar)

В Стамбуле есть два подземных фуникулера разных времен. Старейший из них называется Tünel, построен в 1875 году. Его длина — 573 метра, разность высот — 60 метров. Курсирует между остановками Karaköy и Tünel Square в европейской части Стамбула. Первоначально он был оснащен паровым двигателем и двумя деревянными вагонами. В 1971 году фуникулер был модернизирован, и сегодня порядка 15 тыс. человек охотно пользуются им.

Второй стамбульский фуникулер был построен в 2006 году. Курсирует между трамвайной остановкой Kabataş и станцией метро на площади Taksim. Длина дороги — 600 метров, высота — 60 метров. Время в пути — 110 секунд.

В Стамбуле есть также две канатных дороги. Один из маршрутов особенно любим туристами, он ведет до остановки . А конечная станция — это пристань Eyup. Вторая ветка нечасто посещаема гостями города. Она находится в районе Бешикташ.

Паромы и речной транспорт

Хорошо развитая система речного транспорта дает массу возможностей туристам увидеть город, путешествуя на пароме, катере или морском автобусе. Всего в Стамбуле 15 морских маршрутов и 27 портов-остановок на берегах Босфора и Мраморного моря.

Различают три вида речного общественного транспорта — большие современные Sea Busses, традиционные Vapur’s и частные катера.

Друзья, всем привет!

Стамбул сегодня — это огромный муравейник с населением уже близким к 15 миллионам человек, добрая половина которых просто вынуждена практически каждый день перемещаться из одной части города в другую.

Для тех, кто живет в мегаполисах и знаком с ежедневной рутиной «на работу – с работы» должны понимать, о чем мы говорим. Не смотря на весьма и весьма современную систему общественного транспорта здесь, по статистике каждый обыватель в среднем тратит 91 минуту на транспортное сообщение в течение дня.

А это, извините, ого и времени в обрез на личностное саморазвитие! 1,5 часа в день – это вам не за хлебом в соседний ларек сбегать и не на рынок через дорогу сгонять. Времени уходит более, чем нужно.

Легкое метро и ветки М1А и М1В

Это «наш ответ Чемберлену» и современно решение вопросу «Как добраться в аэропорт Ататюрк из центра Стамбула» в одном флаконе. Именно на это метро я ставлю, когда закрываю вопрос трансфера из/в аэропрт Ататюрка в статье.

Старт проекта 1989 год, а в 2002 эта ветка добралось и в аэропорт.

Почему М1 называется легким метро? Это потому что в основном имеет наземные станции, в отличие от традиционного подземного метро. По своей сути оно ничем не отличается от трамвайной ветки Т4, но имеет немного другие заявленные характеристики.

Ветка М1 расщепляется на 2 составляющие: М1А и М1В . Смотрите на схеме (если не очень ясно, то глаза должны разбежаться на станции Otogar ):

Более популярная ветка М1А идет из аэропорта Ататюрка прямо до станции Yenikapi. Такой ход конем, на сегодняшний день в связке с современным проектом Мармарай, закрывает проблему досягаемости самого главного аэропорта страны из азиатской части города.

Ветка М1А насчитывает 18 станций и имеет главные транзитные переходы на остановках:

  • Merter – центр оптовой торговли. Пересадка на метробус.
  • Zeytinburnu – Большой хаб. Пересадка на метробус, трамвай Т1 (лучший вариант) и автобусы практически во всех направлениях по европейской части города.
  • Otogar – главный автовокзал Стамбула. Здесь же пересекается со второй веткой М1В .
  • Aksarai – бывшая конечная. Пересечение с веткой трамвая Т1 (вариант похуже), а также массой маршрутов автобусов.
  • Yenikapi – финальная станция в большом морском порту. Можно пересесть на поезд Мармарай , который под Босфором доставит вас в азиатскую часть города и на паромы, следующие в Бурсу или Ялову.

Наравне с трамвае Т1 , ветка легкого метро М1А имеет определяющее значение для залетных путешественников.

Внимание! Будьте внимательны при отправлении в сторону аэропорта с любой станции до разветвления двух веток (станция Otogar) конечным направление на передовом вагоне должно быть Ataturk Havalimani , а не Kirazli .

Функционирует с 06:00 до 00:30. Интервал движения 3-10 минут. Оплата проезда 5.00 лиры или 2.60 по Istanbulkart . Подробней о .

Подземное метро – ветки М2, М3, М4, М5 и М6

Вслед за появлением в 1989 году первой ветки метро М1 следующая ветвь М2 на этот раз уже полноценно подземная открылась лишь в 2000-м году. А ее южное продолжение добралось в порт Yenikapi только в 2013 году.

Вообще, я хочу заметить, что лишь за последние 3 года стамбульский транспорт приобрел свою универсальность. А вообще, развитие всего транспорта в целом, как единой системы, свершилось буквально у нас на глазах уже в 21-м веке. До этого все перевозки осуществлялись автобусами и паромами. Можете себе представить этот автодорожный коллапс?

  • Ветка метро М2 соединяет собой морской порт Еникапы , центр старого города Аксайрай , центр нового города Таксим и северные районы Стамбула, проходящая через пролив Золотой Рог по метромосту.
  • Ветка М3 подвозит жителей спальных районов к пересечению с веткой легкого метро М1В . Наверное, никто из туристов здесь никогда и не был то))
  • Ветка метро М4 полностью расположена на азиатской части Стамбула и соединяет собой причалы и автовокзал Кадикёй с отдаленными густозаселенными районами города.
  • Ветка М5 на азиатской стороне увозит пассажиров прочь от причалов Üsküdar .
  • М6 ветка коротыш, отпачковавшаясь от ветки М2 на станции Levant .

Основная схема всех линий:

На сегодня метро Стамбула насчитывает порядка 70 станций и еще около 30 находятся в процессе строения. На очереди несколько новых веток: М7 — M13.

Средняя скорость движения 60км/ч, а интервал от 3-х до 10 минут. Работает с 06:00 до 00:30. Оплата проезда 5.00 лиры или 2.60 по Istanbulkart .

Для более актуального состояния станций метро Стамбула на сегодня посетите официальный сайт: www.metro.istanbul/en

Магистральные трамваи

Интересный факт — трамваи в Стамбуле получили свое второе рождения только в 1990 году, когда по улице Истикляль был запущен туристический маршрут. Народ воспринял проект «на ура» и дальнейшая судьба возрождения трамвайной системы встала на колеса.

С 1872 по 1912 год трамваи в городе функционировали на лошадиной тяге. В 1912 они обзавелись электрическими двигателями и стали основным средством передвижения вплоть до 1966 года.

Причинами ухода трамваем со сцены в то время стали увеличившийся автомобильный поток и отсутствие выделенных специально для них полос движения. Какой-то время трамваи заменялись более тихоходными троллейбусами , но и от этой идеи в последствие пришлось отказаться. Но также как и в Буэнос Аресе и Тунисе власти были вынуждены вернуть трамваи на сцену.

Итак, сегодня в Стамбуле имеется 2 магистральных маршрута трамваев Т1 и Т4.

Трамвай Т1

Т1 – самый популярный маршрут общественного транспорта для туристов. Во-первых, он работает в сцепке с метро М1А в схеме «добраться из аэропорта» , а во-вторых, проходит по самым достопримечательным местам старого центра города вплоть до конечной станции Кабаташ .

Но и там туристам есть чем заняться! Дворец Долмбахче , причалы для прогулочных кораблей и фуникулёр на площадь Таксим и соседствующую с ней пешеходную улицу Истикляль.

На схеме маршрут движения Т1 указан синей веткой.

Трамвай Т4

Трамвай Т4 менее популярен у туристов, но жизненно необходим жителям северных районов европейской части города. Только так без пробок и буквально за полчаса они могут добраться в центральные районы города.

Трамвай Т4 двигается по отдельному участку дороги и соответственно пробки над ним не властны. Маршрут обрел жизнь лишь в 2007 году. Его называют и легким метро за то, что 11 из 22 его станций – подземные.

График работы тот же: С 06:00 до 00:00 каждые 2-5 минут.К тому же трамваи имеют отдельную выделенную полосу, что явно сказывается на преимуществах их использования особенно в часы пик. Оплата такая же как и в метро 5.00 лиры и 2.60 лиры по карте.

На некоторых схемах вы можете найти трамвай Т2, обозначающий сегодняшний маршрут Т5 по улице Истикляль на официальных схемах. Не знаю, на сколько это правомерно делать такие обозначения, но на самом деле маршрут Т2 влился в маршрут Т1 и вроде пропал со сцены.

Исторические трамваи Т3 и Т5 (Т2)

Исторический трамвай Т5 по улице Истикляль был поставлен на рельсы в 1990 году в качестве эксперимента. Успех данной затеи и послужил «второму приходу» трамвайных линий на улицы Стамбула.

Маршрут насчитывает лишь 5 станций и на линии трамвай курсирует с 7.00 до 20.00. Интервал движения 30 минут. Тобишь скорее покататься, чем куда-то добраться.

Помимо развлекательной нагрузки трамвай служит хорошим подспорьем для тех, кто желает закольцевать маршрут при помощи 2-х фуникулеров. Ведь конечные станции Taksim и Tunel являются также конечными и для фуникулеров F1 и F2 , о которых мы поговорим чуть позже.

Почему-то во время нашего визита он не был на маршруте. Поэтому весь спуск по пешеходной улице мы проделали ножками.

Движение трамвая Т3 проложено в азиатской части города и выполнено в форме кольца. Маршрут с 10 станциями курсирует вокруг популярного торгового района Мода в части города Кадикой.

График движения каждые 10 минут с 07.00 до 21.00. Оплата такая же как и везде 2.60/5.00 лиры.

Фуникулеры Стамбула

Фуникулер F1

В историческом плане он не несет никакой нагрузки. Это современный маршрут, открытый в 2006 году, который соединяет конечную станцию трамвая Т1 – Kabatas и площадь Таксим . Около 600 метров путей и 75 метров перепада высоты. Несколько минут и вы на поверхности. К сожалению, движение осуществляется в непроглядной темноте.

На площади Таксим можно пересесть на ветку метро М2 или прогуляться вниз к району Галата по не замирающей улице Истикляль.

На входе в метро стоит электронный циферблат со временем до следующей отправки, так что вам всегда легко определить стоит ли напрягаться «Маня, давай бегом!» или можно спокойно осмотреть отделку стен и потолков.

Интервал движения – 5 минут.

Фуникулер F2

А вот этот раритетный вагончик, который по старому зовется просто Tunnel , является самым старым представителем подземного метрополитена в Европе.

Старее его лишь лондонский собрат, но это островное государство к Европе отношения не имеет.

Функционировать он начал еще в далеком 1875 году на лошадиной тяге вплоть до 1910 году, когда состав был электрифицирован. 1971 году деревянную обивку сменили на железную, в которой он красуется и по сей день.

Длина пути составляет 580 метров, а перепад высот 60м. Вагончик соединяет два района Каракёй и Галата , а также станцию трамвая Т1 Karakoy и метро ветки М2 Sishane . Подробней о районах читайте .

Интервал движения – 5, 6, 7…минут или чуть больше)) Оплата стандартная.

Канатная дорога TF1 и TF2

Практически не изученная мною часть стамбульской системы транспортного сообщения. Знаю только, что функционирует по той же системе оплаты, что уже большой плюс!

Первая череда кабинок TF1 берет высоту в районе парка Демократии , немного выше дворца Долмбахче и стадиона футбольной команды Бешикташ.

Длина подвеса 333 метра (каждому) по которому скользят 2 шестиместные кабинки. Дорога занимает 3 минуты.

У меня есть подозрение, что это дело рук сети отелей Hilton, чтобы не бегать друг к другу через горку. По одну сторону расположен отель Hilton Istanbul Bosphorus, а по другую Hilton Parksa Istanbul.

Вторая линия TF2 была натянута в 2005 году между побережьем залива Золотой Рог и холмом Пьер Лотти . На холме расположено известное кафе и кладбище. Так что вашими попутчиками могут быть как туристы, так и поминальная процессия.

Итальянские проектировщики Leitner Group умудрились построить здесь самую дорогую подвесную дорогу в Турции за 5 миллионов Евро.

Стоит заметить, что на обоих склонах, где расположены подвесные канатные дороги, есть и пешеходные альтернативы.

В заключении

Друзья, как я не старался быть кратким и лаконичным, но в меру упитанный текст у меня не получился. В связи с вновь открывшимися обстоятельствами вынужден объявить, что колесному транспорту и морскому сообщению придется посвятить уже .

Обещаю подробно и доходчиво осветить все светлые и темные стороны этих видов сообщения, а также подчеркнуть детали для туристов в плане «что нам с того?» .

Стамбул поистине многогранен, но не настолько запутан, как может показаться на первый взгляд. При должной подготовке и владением матчастью, которую , ваше путешествие пройдет на ура.

Счастливых будней и умопомрачительных выходных!

«Трамвай построить … — это не ешака купить»

И.Ильф, Е. Петров. «Двенадцать стульев»

Среди множества исторических мест, неординарных архитектурных сооружений и изумительных по красоте видов, открывающихся перед глазами человека, впервые попавшего в , как-то на задний план отходит такое вроде бы обыденное явление как трамвай . А, между прочим, для того чтобы наиболее быстро и к тому же дешево добраться от пункта «А» до пункта «Б» в лучше всего воспользоваться услугами метро, парома или трамвая . Эти средства удобны, комфортабельны, а самое главное ходят точно по расписанию, так как не зависят (трамвай практически тоже) от многочисленных автомобильных пробок, постоянно возникающих на улицах мегаполиса. Но если паром не причалит к приглянувшемуся вам участку берега, а из окон вагона метро ничего интересного кроме стен туннеля не разглядишь, то совсем другое дело трамвай . И видно все прекрасно, и при желании можно сойти на ближайшей к заинтересовавшему вас месту остановке, название которой не только громко объявляется, но и выводится на световое табло в салоне вагона. Просто идеальные условия для первого знакомства с городом. Конечно при этом, не надо забывать, что трамвай всё же не туристический автобус, в котором предусмотрен гид и индивидуальные места, а просто один из видов недорогого .

Стамбульский трамвай

Fındıklı (Фындыклы)

Остановка на улице Meclis-i Mebusan, идущей вдоль прибрежного парка Фындыклы . Южный конец парка, украшенный абстрактными скульптурами, замыкают корпуса , а в центре парка стоит произведение самого Синана — (Molla Çelebi Camii) часто называемая (Fındıklı Camii). С другой стороны улицы Meclis-i Mebusan напротив на склоне холма видна .

Tophane (Топхане)

Перед остановкой, слева по ходу движения, на улице Meclis-i Mebusan — , и , напротив которого на другой стороне улицы возвышаются здания бывшего (Tophane-i Amire). За на самом берегу , находится . Трамвай останавливается практически напротив построенной Синаном , мимо которой Tophane İskele Cad. ведет к пассажирскому терминалу для круизных теплоходов. Дальше трамвайная линия проходит по улице Kemeraltı.

Karaköy (Каракёй)

Эта последняя остановка трамвая в округе расположена прямо перед через залив . Слева от остановки, вдоль берега , улица Rıhtım с множеством рыбных ресторанов. Здесь же паромная пристань и уникальная подземная . С другой стороны улицы Kemeraltı находится вход в Тюнель (tünel – туннель) – первый подземный фуникулер в , в ретро-вагончике которого можно подняться до (Tünel Meydanı) в юго-западном конце ). С набережной улицы Rıhtım и с открываются прекрасные виды на устье и мыс Сарайбурну с .

Eminönü (Эминёню)

Gülhane (Гюльхане)

Взобравшись вверх по узеньким Muradiye Cad. и Hüdavendigar Cad. трамвай останавливается около крепостной стены Сур-ы Султани (Sur-ı Sultani – Стена Султана), протянувшейся от Мраморного моря на юге до залива на севере и ограждающей мыс Сарайбурну с от города. За высокой стеной – . Вход в него впереди по ходу трамвая за , от которого крепостная стена поворачивает на юго-восток. Напротив располагается так называемая . Из парка по Osman Hamdi Bey Yokuşu можно подняться к Стамбульскому и мимо зданий пройти в — первый двор (к кассам дворца и ).

Sultanahmet (Султанахмед)

Повернув на улицу Alemdar трамвайная линия проходит мимо и , а после пересечения с улицей Yerebatan около выходит на Divan Yolu Cad. к остановке Sultanahmet. Это центр туристического . , – только краткий перечень достопримечательностей находящихся в непосредственной близости. А прямо рядом с остановкой – .

Çemberlitaş (Чемберлиташ)

Перед остановкой, справа по ходу движения трамвая , стоит величественный , а рядом с ним трехэтажный особняк в котором открыт единственный в Турции . Сразу за зданием музея находятся популярные турецкие . Прямо рядом с остановкой трамвая возвышается , а чуть впереди старая . От остановки, мимо большой автостоянки, улица Vezirhan идет к и входу в через ворота Nur-u Osmaniye kapısı.

Beyazıt-Kapalıçarşı (Баязид-Капалычарши)

До остановки Beyazıt-Kapalıçarşı трамвайная линия проложена по улице Yeniçeriler, продолжающей Divan Yolu Cad. Справа по ходу трамвая прекрасный пример османской классической архитектуры — благотворительный с мавзолеем и элегантным фонтаном-себилем, построенный в конце XVI века по заказу великого везира Коджа Синан-паши. Далее находится , а почти напротив него, на другой стороне улицы Yeniçeriler, построенное в XVII веке по заказу еще одного великого везира Кара Мустафы-паши Мерзифонлу. Справа от остановки и вход в через ворота Beyazıt kapısı. К ведет улица Çadırcılar, переходящая потом в улицу Fuat Paşa.

Laleli-Üniversite (Лалели-Университет)

После остановки Beyazıt-Kapalıçarşı улица Yeniçeriler, проходящая по краю , меняет своё название на Ordu Cad. Другой конец площади украшают монументальные ворота, ведущие на территорию и здание медресе при , отданное сейчас под . На заднем плане высится . Слева, прямо вдоль пешеходного тротуара, лежат фрагменты, сохранившиеся от находившегося здесь в византийские времена Форума Феодосия . Трамвай останавливается напротив монументального здания, также принадлежащего (библиотека и факультет гуманитарных и естественных наук). К и дальше к на Şehzadebaşi Cad. ведёт улица Büyük Reşit Paşa, проходящая мимо него. С другой стороны Ordu Cad. лежит район узеньких, кривых улочек, спускающихся к побережью Мраморного моря, который называется Лалели (Laleli). Он очень популярен среди мелких торговцев, приезжающих сюда из различных стран СНГ (России, Украины, Белоруссии) и Восточной Европы для покупки оптовых партий недорогих товаров (текстиль, обувь, одежда, кожаные изделия), многие из которых производятся тут же.

Aksaray (Аксарай)

Улицу Ordu между остановками Laleli–Üniversite и Aksaray с правой стороны по ходу движения трамвая украшает . Aksaray — последняя остановка трамвая в историческом округе , находится перед большой трехуровневой транспортной развязкой между улицей Ordu и бульваром Atatürk, служившим раньше административной границей между округом и округом . На противоположной стороне перекрёстка стоит неоготическое здание . Под площадью Аксарай (Aksaray Meydanı) с 1973 года открыт большой подземный торговый центр Aksaray Yeraltı Çarşısı (ежедн. кроме вс. с 09.00 до 18.30, www.aksarayyeralticarsisi.com) с более сотней магазинов торгующих одеждой, обувью и кожаными изделиями. К парку Фатиха , (Акведуку Валента), и ведет бульвару Atatürk (вверх, на север) до его пересечения с улицей Şehzadebaşi. В другую сторону (на юг) бульвар Atatürk, переходящий в улицу Gazi Mustafa Kemal Paşa, ведет к платформе железной дороги Yenikapı , улице Kennedy, проложенной вдоль побережья Мраморного моря и пристани Йеникапы (Yenikapı Feribot Termminalı), обслуживающей морские автобусы и скоростные автомобильные паромы (Бандырма, Ялова, Бурса).

Yusufpaşa (Юсуфпаша)

После площади Аксарай трамвайная линия идет по улице Turgut Özal. На остановке Yusufpaşa можно сделать пересадку на поезда «легкого» метро (Hafif Metro) ходящие по маршруту из Аксарая в (M1). Другая возможность пересесть на поезда этой линии метро будет только на остановке Zeytinburnu. Станция метро Aksaray находится на Adnan Menderes Blv., с правой стороны по ходу трамвая , всего в 10-15 минутах ходьбы от остановки Yusufpaşa. На полпути между остановкой трамвая и станцией метро стоит старинная .

Haseki (Хасеки)

Напротив остановки, с левой стороны по ходу трамвая , на Turgut Özal Cad. находится Государственная больница и медицинский учебно-исследовательский центр Хасеки (Haseki Eğitim Araştirma Hastanesi, www.hasekihastanesi.gov.tr). К от остановки Haseki ведет улица Dr. Adnan Adıvar, начинающаяся сразу за больницей Хасеки (немного назад по ходу трамвая).

Fındıkzade (Фындыкзаде)

Остановка на улице Turgut Özal.

Çapa Şehremini (Чапа Шехримини)

С правой стороны от остановки городок медицинского факультета (İstanbul Üniversitesi Çapa Tıp Fakültesi).

Pazartekke (Пазартекке)

Это последняя остановка трамвая в округе , находится неподалеку от городских , многие века служивших надёжной защитой . К площади Топкапы (Topkapı Meydanı) и бывшим городским воротам Св. Романа (восстановлены в 1950 г.), получивших после завоевания название Топкапы (Topkapı – Пушечные ворота) ведет улица Topkapı, начинающаяся с правой стороны (по ходу трамвая ) от Turgut Özal Cad. В восточном конце площади Топкапы находится построенная по проекту Синана , а в западном, недалеко от городских стен, армянская апостольская (григорианская) церковь Св. Никогайоса (Surp Nigoğayos, Posta Yolu Cad., No:159) и греческая православная церковь Св. Николая (Aya Nikola Rum Ortodoks Kilisesi, Karatay Sok., No:1) с священным источником Св. Георгия. Сразу за воротами Топкапы — территория нового городского парка Топкапы (Topkapı Şehir Parkı) в западном конце которого, рядом с шоссе Е-5, .

А на Kürkçü Bostanı Sok. (в самом начале улицы Topkapı, сразу за старой мечетью Кюркчубаши Ахмед Шемседдин поворот направо) находится могила праведного мусульманина, умершего несколько столетий тому назад и известного под именем Оруч-баба (Oruç — пост во время месяца Рамадан; Baba – отец). Полностью преданный Аллаху он жил духовной жизнью, совсем не заботясь ни о чём мирском, а пищей ему служил только кусок хлеба, смоченный несколькими каплями уксуса. В наши дни сотни правоверных мусульман (особенно женщин) собираются в дни священного месяца около святой могилы (Oruç Baba Türbesi), а когда наступает время вечернего разговения – «ифтар», едят только хлеб с уксусом, надеясь в будущем на заступничество и покровительство праведного Оруч-баба

Topkapı (Топкапы)

Перед остановкой Topkapı трамвайная линия проходит сквозь широкий пролом в древних (результат дорожных работ в 1950-х годах) и по большой транспортной развязке и путепроводу Cevizlibağ köprüsü попадает в округ на юго-западный край нового городского парка Топкапы (Topkapı Şehir Parkı). Недалеко отсюда, в долине давно уже пересохшего ручья Ликос, ранним утром 29 мая 1453 года, разрушив, после 54-х дней осады, артиллерийским огнём участок городской стены, штурмовые отряды армии султана прорвали оборону защитников , возглавляемых самим императором Константином XI. Этому историческому событию посвящена экспозиция Исторического . Здание музея-панорамы находится рядом с остановкой Topkapı. расположено дальше к юго-востоку, на краю старого турецкого кладбища Топкапы (Topkapı Mezarlıĝı).

Cevizlibağ Atatürk Öğrenci Yurdu (Джевизлибаг Ататюрк Ойренджи Юрду)

Рядом с остановкой — большой студенческий городок Джевизлибаг, носящий имя (Cevizlibağ A.Ö.Yurdu). К мимо отеля Adile Mermerci Uygulama и профессионального текстильного лицея (Zeytinburnu Tekstil Meslek Lisesi) ведёт улица Mevlevihane.

Merkezefendi (Меркезэфенди)

Остановка на улице Gümüşsuyu Davutpaşa в квартале Меркез Эфенди (Merkez Efendi).

Seyitnizam (Сейитнизам)

Mithatpaşa (Митхатпаша)

Остановка на улице Seyyid Nizam, в унылом жилом квартале Чырпыджи (Çırpıcı).

Zeytinburnu (Зейтинбурну)

Крупный пересадочный узел на западной окраине округа . Рядом с остановкой трамвая маршрута Т1 расположена станция «легкого» метро (Hafif Metro) линии M1, соединяющей Аксарай и .

Карта достопримечательностей. Стамбул из окна трамвая

Просмотреть на карте большего размера

Стамбул известен своими пробками, поэтому туристы посещающие его, в том числе и мы, отдают предпочтение общественному транспорту, о котором и пойдет речь в этой статье. Постараемся отразить все нюансы связанные с проездом в городском транспорте Стамбула, расскажем об оплате за проезд с помощью Istanbulkart, о стоимости билетов и жетонов, о всех плюсах и минусах, с которыми можно столкнуться в метро, трамвае, такси и другом общественном транспорте Стамбула.

Общественный транспорт в Стамбуле

В Стамбуле очень развитая сеть общественного транспорта, она включает в себя 4 ветки метро, более 5оо автобусных маршрутов, 2 ветки скоростных трамваев и 2 обычных, тоннель Мармарай под проливом Босфор, целую сеть водного транспорта, фуникулер и 2 канатные дороги.

Цены на аренду авто в Стамбуле

На фото ниже показана обновленная схема общественного транспорта Стамбула.

Способы оплаты проезда

В Стамбуле существует несколько вариантов оплаты общественного транспорта, остановимся на каждом подробно, сравним, который из них выгоднее и чем лучше пользоваться при оплате за проезд в метро, трамвае, на пароме, а также в такси.

Самый распространенный вид оплаты за проезд в общественном транспорте — это при помощи Istanbulkart, но также можно оплатить жетонами, электронными билетами, а иногда наличными деньгами.

Истанбулкарт (Istanbulkart)

Istanbulkart — карточка, по форме типа кредитной, которая используется только в городе Стамбуле для оплаты проезда в следующих видах общественного транспорта: метро, трамвай, автобусы, фуникулер, тоннель Мармарай, метробус, весь водный транспорт. Она может быть приобретена и использована любым человеком, без предъявления документа удостоверяющего личность. Например, мы, покупали одну на двоих и использовали ее по очереди, главное следить, чтобы на ней всегда был положительный баланс.

Основные вопросы, с которыми сталкиваются туристы посещающие Стамбул, связанные с Istanbulkart:

      • Где купить Istanbulkart?
      • Сколько стоит проезд по Istanbulkart?
      • Как и где пополнить Istanbulkart?
      • Как пользоваться Istanbulkart?
      • Выгодно ли использовать Istanbulkart?

Купить Istanbulkart можно в специальных автоматах, которые расположены по городу, а также на вокзалах и в аэропортах Стамбула. В аэропорту Ататюрка и в эти банкоматы находятся рядом с другими, на которые показывают указатели движения. Также эту карту можно приобрести в специальных киосках, на которых будет написано Istanbulkart, в основном, они располагаются в местах транспортного скопления. Мы покупали на пристани Кадыкей, так как из аэропорта Сабиха Гекчен добирались на маршрутке Havatas, а в ней оплата только наличными. Стоимость самой карточки 10 лир, но эта стоимость является залоговой и ее можно вернуть, в том же месте, где вы покупали Istanbulkart или в любом другом.

Проезд по Istanbulkart стоит 2,15 лир , но так как в Стамбуле за каждую пересадку необходимо снова платить, то делать это с помощью карты выгодно, так как каждая следующая поездка стоит не 2,15 лир, а меньше:

— 1 поездка — 2,15 лир
— 1 пересадка — 1,45 лир
— 2 пересадка — 1,15 лир
— 3 пересадка — 0,85 лир
— 4 пересадка — 0,85 лир и так далее.

Более детально ознакомиться с ценами (правда только на турецком) можно на официальном сайте Istanbulkart — http://www.iett.gov.tr

Пополнить Istanbulkart можно несколькими способами, с помощью специальных автоматов или в любом киоске, магазине, где есть вывеска или написано Istanbulkart. Мы пополняли разными способами и всегда успешно. Чтобы положить деньги на карточку, при помощи банкомата, необходимо приложить ее к устройству, вставить купюры (5 лир, 10 лир или 20 лир) в приемник и подождать, пока банкомат скажет вам, что процедура завершена и на экране будет видно баланс вашей карточки.

Пользоваться Istanbulkart очень просто, для этого всего лишь необходимо поднести к турникету в метро, трамвае, фуникулере, либо к специальному считывающему устройству в автобусах и после чего на экране появится сумма оплаты проезда и остаток средств на карточке и красный цвет на экране сменится на зеленый.

Выгода при использовании Istanbulkart для оплаты проезда в общественном транспорте Стамбула очевидна, но для большей наглядности сравним с оплатой жетонами. Например, при одной пересадке проезд в метро, при оплате жетонами обойдется 8 лир (4 лиры + 4 лиры), а при оплате Istanbulkart — 3,6 лиры (2,15 лира + 1,45 лиры).

Жетоны и др.

Еще для оплаты проезда в общественном транспорте Стамбула можно использовать жетоны, электронные билеты и наличные деньги. Жетоны продаются в специальных автоматах и стоимость одного жетона составляет 4 лиры. Жетонами можно оплатить проезд в любом рельсовом и водном транспорте Стамбула.

Также можно приобрести электронный билет , стоимость которого зависит от количества поездок. Например разовая поездка стоит стандартно — 4 лиры, за 2 поездки — 7 лир, 3 — 10 лир, 10 — 30 лир.

Наличными деньгами можно расплачиваться только в такси и маршрутках. Поэтому, если вы планируете добираться из аэропорта на такси или маршрутке Havatas, лучше уже иметь некоторую сумму наличных турецких лир, либо поменять деньги в аэропорту.

Еще совсем недавно метро в Стамбуле было не самым удобным общественным транспортом в городе, но после строительства тоннеля Мармарай и удлинения нескольких веток, метро в Стамбуле соединилось в единую систему скоростного железнодорожного транспорта.

На фото ниже показана обновленная схема метро Стамбула.

В Стамбуле 4 ветки метро, которые для удобства пассажиров имеют каждая свой определенный цвет и легко-запоминающееся название, в виде порядкового номера: красная ветка (М1), зеленая (М2), голубая (М3) и розовая (М4).

М1, М2 и М3, расположенные на европейской части Стамбула, связаны между собой, а с М4, которая расположена в азиатской части Стамбула, они соединены тоннелем Мармарай. Остановимся на каждой ветке метро подробнее.

Красная ветка метро (М1)

Это самая популярная ветка метро у туристов и посетителей Стамбула, так как по ней можно добраться из аэропорта Ататюрка, практически до любой точки города. А пересев на станции метро Zeytinburnu на скоростной трамвай Т1 (о котором далее), вы попадете в исторический центр Стамбула, район Султанахмет.

Зеленая (М2) и голубая (М3) ветки метро

Не туристические направления, метро М2 и М3, в основном используется местными жителями, чтобы добраться до центра из спальных районов Стамбула.

Розовая ветка метро (М4)

М4 находится на азиатском полуострове Стамбула и соединяет популярный район города — Кадыкей со спальными районами азиатской части.

Время работы метро в Стамбуле с 6:00 до 24:00.

В Стамбуле 4 трамвайные ветки. Все ветки отличаются по цвету на карте (синяя, оранжевая, салатовая и коричневая) и, как метро, имеют простую нумерацию Т1, Т3, Т4 и Т2 (исторический красный трамвайчик, который движется по улице Истикляль).

Все трамвайные остановки в Стамбуле на карте Google:

Одним из самых популярных видов перемещения по Стамбулу у туристов является скоростной трамвай маршрута Т1, который проходит через район Султанахмет, с главными достопримечательностями города . Протяженность трамвайной ветки Т1 — 19 км., чтобы проехать от начальной и до конечной остановки нужно затратить более часа.

С помощью этой ветки вы сможете добраться до аэропорта Ататюрка, сделав пересадку на метро (остановка Aksaray или Zeytinburnu). Также трамвай идет в популярный район в Стамбуле — .

Время движения Т1 с 6:00 до 24:00.

Знаменитый красный трамвай в Стамбуле (маршрут Т2)

Трамвайный маршрут Т2 проходит по главной улице Стамбула — . Красные трамвайчики, перемещающиеся от площади Таксим до остановки Тунель, уже давно стали символом города. Обязательно стоит проехаться на нем.

Исторический трамвайчик (Nostaljik Tramvay) это целое развлечение на улице Истикляль. Они останавливаются посреди улицы, чтобы водители пообщались между собой, дети цепляются снаружи, чтобы прокатиться.

Прокатиться на историческом трамвае можно с 7:00 до 21:00.

Трамвай в Кадыкее — маршрут Т3

Небольшая кольцевая трамвайная ветка маршрута Т3 расположена в . На этом трамвайчике можно замечательно ознакомиться с этим районом Стамбула. По-внешнему виду трамваи в Кадыкее чем-то напоминают, курсирующие по Истиклялю, только они желтого цвета.

Время работы трамваей в Кадыкее с 7:00 до 21:00.

Четвертая трамвайная ветка (Т4), не самая популярная у туристов, но она существенно помогает местным жителям спальных районов Стамбула добраться до центра и метро.

Время работы аналогично с маршрутом Т1: 7:00 — 24:00.

Мы считаем, что такси тоже является полноценным общественным транспортом и Стамбул не исключение. Однако, из-за огромных пробок, проезд в такси может обернуться длительным ожиданием. Но, если вы все-таки выбрали для передвижения по Стамбулу такси, нужно помнить следующее:

      • Официальные таксисты имеют желтый цвет машин (впрочем, как и в большинстве стран) и надпись на автомобиле — Taksi.
      • В Стамбуле допускается останавливать или ловить такси в любом необходимом для вас месте.
      • Оплата в такси производится строго по счетчику и только наличными деньгами.
      • В стамбульском такси отсутствуют ночные тарифы, тариф един в любое время суток.
      • В такси Стамбула, собственно как и в любом другом городе, присутствует человеческий фактор, поэтому будьте внимательны, старайтесь не попасться на удочку недобросовестных таксистов.

Стоимость такси в Стамбуле следующая: 3,25 лиры за посадку и 2 турецкие лиры, за каждый следующий километр.

Автобусы в Стамбуле

Автобусы в Стамбуле самый распространенный вид общественного транспорта в городе. Маршрутов, курсирующих по Стамбулу очень много. Смысла здесь перечислять все нет, но есть отличный турецкий интернет-ресурс harita.iett.gov.tr, где можно проложить онлайн маршрут автобусного движения по Стамбулу.

Но, выбирая проезд по Стамбулу на автобусе, имейте ввиду, что иногда он может затянуться надолго, так как пробки в городе очень частое явление и как раз автобусы стоят в них часами.

Метробус или скоростной автобус

Также в Стамбуле пользуется огромной популярностью скоростной автобус (метробус), все потому, что этому виду общественного транспорта не страшны пробки, так как для движения метробуса выделены специальные полосы движения. Для увеличения скорости передвижения по городу метробус вдобавок еще имеет преимущество при пересечении городских перекрестков. Так, что передвигаться этим видом транспорта быстро и очень удобно.

А еще по городу курсируют автобусы, которые проводят экскурсии по Стамбулу, на таком автобусе можно за несколько часов познакомиться с этим замечательным городом.

Водный транспорт Стамбула

Водный транспорт в Стамбуле — это не только увлекательная морская прогулка по Босфору, но и полноценный вид общественного транспорта в городе, который ежедневно провозит по воде тысячи людей.

На фото ниже можно увидеть водное транспортное сообщение Стамбула между пристанями.

Или паромное сообщение между азиатской и европейской частью Стамбула.

Также можно добраться в популярный туристический район азиатской части Стамбула — Кадыкей.

Или добраться до Принцевых островов, где можно отдохнуть на пляже и покупаться в море.

Все пристани с которых ходят паромы общественного пользования можно посмотреть на карте Google ниже:

Также расскажем немного о самом водном транспорте, который существует в Стамбуле.

Водный транспорт очень популярен в Стамбуле, поездка на пароме по Босфору для жителей города это не развлечение, а ежедневное действие, которое совершают горожане перемещаясь утром на работу и вечером домой. Еще одним огромным плюсом водного транспорта является отсутствие пробок.

В Стамбуле существует следующие виды водного транспорта: паромы, вапуры и морские автобусы.

Паромы

Чем интересен это вид транспорта, тем, что на нем могут перемещаться не только люди, но и автомобили, автобусы и др. Паромы курсируют, как между городскими пристанями, так и отправляются в соседние со Стамбулом города.

Вапуры

Вапуры — это городской водный транспорт, который перевозит исключительно людей, между городскими пристанями Стамбула.

Водный транспорт Стамбула — Вапур

Проезд в общественном транспорте — увлекательная прогулка по Босфору

Морской автобус

Третий вид водного транспорта в Стамбуле — это морской автобус, который в отличие от вапура, перевозит людей не только между городскими пристанями, но и в соседние города.

Фуникулер и канатная дорога в Стамбуле

Перемещаясь этими видами общественного транспорта в Стамбуле, можно не только добраться из пункта А в пункт Б, но и замечательно провести время рассматривая близлежащую природу и достопримечательности.

На карте ниже показаны остановки фуникулера и канатной дороги в Стамбуле.

Движется от остановки Taksim до остановки Kabatas, при этом очень удобно использовать этот вид городского общественного транспорта, если вам, например, необходимо пересесть с красной ветки метро (М1) на скоростной трамвай (Т1) и наоборот.

Канатных дороги в Стамбуле две. Одна из них наиболее популярна у туристов, так как при помощи нее можно добраться до исторического кафе «Пьер Лотти», с террасы которого открывается потрясающий вид на город. Остановка так и называется Pierre Loti, а другая остановка — пристань Eyup.

Еще одна ветка канатной дороги менее популярна, но также заслуживает внимания. Это Maska — Taskisla, которая распологается недалеко от района Бешикташ в Стамбуле и проходит над одноименным парком Maska.

Объемный получился пост, но мы хотели собрать и рассказать вам, в одной статье, всю подробнейшую информацию об общественном транспорте Стамбула. Ну и в завершение, помните, передвигаетесь вы на метро, трамвае, такси, автобусе, фуникулере, плывете на пароме или даже в небе по канатной дороге, главное чтобы ваше путешествие было с удовольствием.

Отдохнули от Стамбула президентскими выборами и выборными истериками, надеюсь? :-)
Пора продолжать серию - ещё не показано шесть или семь планируемых мною постов. Два транспортных, один подводно-лодочный, два из технического музея и показ самой большой имперской мечети Османской империи. Сейчас - первая часть обзора городского транспорта, в одну всё не влезло, пришлось делить.

Трамвай в центре города порой отделён от посетителей кафешек только стеклом и тремя метрами расстояния


Вначале - немного лирики о транспорте в целом.
Стамбул - город быстрорастущий и огромный: как по населению (ок. 11 млн. с пригородами), так и по территории. Однако транспортная система его разделена на несколько разнородных частей и состоит из разных проектов, начатых в основном в 1989-2000 г. в разных районах города. Главной опорной системы - как единое метро в Москве или Питере, охватывающее большинство территории мегаполиса, или система S/U-bahn в Берлине - там нет, и это довольно неудобно. А до начала 1990-х, как я понял, Стамбул по части транспорта был вообще архаичен и азиатизирован.

Сейчас стабульский транспорт развивается быстро и динамично, разные виды имеют точки стыковки и включены в единый тариф, включая паромы, но единой системы одного опорного транспорта, как основы, пока ещё не просматривается. При пересечении города нужно всё время просчитывать, чем и как ехать, и с непривычки это кажется довольно сложным. Но при желании и некотором путешественническом опыте через 2-3 дня адаптируешься и воспринимаешь вопросы пересадок уже более спокойно.

Итак, в Стамбуле есть:
1) "Полное" метро на севере европейской части города, 1 линия
2) "Легкое метро" (полуметро) - из аэропорта Ататюрка в центр, но не доезжая самого центра, 1 линия
3) Магистральные трамваи по выделенным трассам, занимающие очень важную роль в пассажиропотоке, 3 линии
4) "Ностальгические" трамваи - один в европейской и один в азиатской части города
5) Метробусы - быстрые магистральные автобусы большой вместимости, идущие парой друг-за-другом по хорде вокруг центра
6) Развитая сеть автобусов - много линий
7) "Долмуши" - частные маршрутки, в основном от главных районов концентрации населения к окраинам
8) Много линий паромов через Босфор и Золотой Рог, которые тоже включены в единый тариф
9) Две линии пригородных ж/д - в Европе и Азии, и они тоже в едином городском тарифе
10) Тюнель - исторический фуникулер XIX века, однако же работающий на всю катушку
11) Новый фуникулёр на Kabatas
12) Две канатных дороги
...и, конечно же - такси.

В общем, без бутылки не разобраться, и с первого раза голова кругом идёт. Но выпив пару-тройку, уже вполне можно:-)

2. Вот общая схема сообщений. На юге - Мраморное море, две части города - европейскую и азиатскую - разделяет Босфор.

В этой части я смогу показать пп.2 - легкое метро от аэропорта, трамваи - магистральные и ностальгический, в Европе. Остальное - во второй части, кроме паромов и железных дорог, которые я уже показывал.

Легкое метро

3. Итак, вы прилетаете в аэропорт Ататюрк и у вас есть выбор: либо уехать в город легким метро за пару лир, либо на такси раз в 15-20 дороже. Давайте пока попробуем на метро. Хотя говорят иногда - "ой, да фиг это там метро найдёшь!", на самом деле это не так. Для слепошарых есть указатели не только на уровне глаз, но и на полу. И они достаточно яркие - нужно просто следовать по ним.

4. Пока ещё не совсем понимаешь схему оплаты, а там их несколько вариантов, можно купить просто жетоны. Цена поездки - 2 лиры (х16). Проход в зону метро - через турникеты.

5. Расписание лёгкого метро. Открылось оно в 1989 году, а до аэропорта добралось в 2002-м.

6. Аэропортовская станция метро. Тут она подземная.

7. В качестве украшений используются в основном орнаменты.

8. А вот и наш метропоезд.

9. Метропоезд на другой конечной станции, в городе - Aksaray. Сама линия тут в основном наземная, подземных участков совсем чуть-чуть - даже меньше, чем в Волгограде.

10. Внутри метропоезда. Вагоны проходные.

11. Страна патриархальная, и тут принято уступать место беременным и особенно старикам, пожилым, инвалидам. Насколько я наблюдал, молодые делают это почти всегда.

12. Нам ехать в самый центр, почти к вокзалу Сиркеджи, так что выходим на самой удобной пересадочной станции - Zeitinburnu. Она удобна тем, что трамвайная станция расположена прямо внизу, два шага. А вот если ехать до конечной - то это и заметно дольше, и неудобней - там пересадка далеко, и нужно идти до трамвая минут 7.

Магистральный трамвай

Появился он только в 1992 году (Т1), а в промежутке 1966-1992 г. трамваев в городе не было, после уничтожения в середине 1960-х. В 2005 году трамвай "перешагнул" через Галатский мост на север, до ст. Кабаташ.

13. Переходим на станцию магистрального трамвая Т1 Zeitinburnu. Нужно заново покупать жетоны за 2 лиры, но если есть т.н. Акбиль или Istanbul Card, то тогда при пересадке идёт существенная скидка, и дальше едешь за 85 курушей (0.85 лиры). По акбилю и сама поездка немного дешевле - 1.85.

14. Трамвай линии Т1, в отличие от лёгкого метро, проходит через самый центр и все его туристические и офисные районы. На улицах, выделенных под магистральный трамвай, ничего больше не ходит, кроме официальных такси и рейсовых автобусов. Все заезды тут огорожены либо физически, либо обставлены запрещающими знаками.

15. Внутри трамвая. Сейчас вечер воскресенья, поэтому свободно, но в будни в разгар дня, а особенно утром - просто давка, протолкнуться негде! Центральная линия Т1 возит огромный пассажиропоток, поэтому трамваи по линии идут с интервалами в 2-3 минуты, не больше.

16. Жетонные автоматы. Есть ещё несколько образцов, более сложных, где можно пополнить акбиль или магнитную карту, но их я не снял. Что такое "акбиль"? Это такая магнитная таблетка с ручкой, подобная тем, которыми мы открываем кодовые замки подъездов, ценой 7 лир, и туда нужно внести депозит, сколько хочешь. Внес, например, 20 лир, и расходуй их, прикладывая на турникетах акбиль к специальным местам, которые снимают при проходе деньги. Как я уже сказал, при пользовании акбилем с пересадками - большие скидки, более чем вдвое от тарифа. Кроме того, очень удобно, что акбиль действителен и на водные паромы, и на пригородные железные дороги, и на автобусы, и на метробусы. С акбилем в Стамбуле передвигаться на порядок проще, дешевле и быстрее, чем без него, а тем более если использовать такси. А при отлёте акбиль можно сдать обратно за 6 лир, но эта надо сделать не в аэропорту, а в городе.

17. Трамвай линии Т1 на Галатском мосту. Как видите, весьма длинная колбаса. И ходит очень часто.

18. Галатский мост, северная оконечность.
Трамвайные остановки в городе символически отгорожены и отделены от проезжей части ограждением и турникетами. В принципе, довольно легко зайти в трамвай и бесплатно, просто обойдя по самой рельсовой линии, но на каждой остановке дежурит пара специальных охранников, и я ни разу не видел, чтобы турки наглели и проходили бесплатно в трамвай. А вот выходят не обязательно через турникеты - впрочем, это тут не возбраняется.

19. Вот турок выходит с остановки не через турникет, а по рельсам.

20. Трамвай подходит с севера к Галатскому мосту, слева от кадра (не виден) - вход в Тюнель.

21. Трамвай на Эминеню, где большое количество паромных пристаней в разные концы Стамбула.

22. Т1 возле Св. Софии, спускается вниз.

23. Т1 поворачивает от вокзала Сиркеджи (на заднем плане) и следует к Галатскому мосту.

24. Линия Т1 проходит на протяжении 3 км примерно по линии главной улицы византийского Константинополя - Mesa. На фото - колонна Константина 330 года постройки (уцелела только часть).

Площадь Чемберлиташ находится на месте древнего форума императора Константина, из всех сооружений которого частично уцелела только колонна Константина, построенная около 330 года. Изначально колонна была высотой 35 метров и служила постаментом для статуи императора, но во время урагана 1106 года статуя была разрушена.

25. Контактный провод трамвая.

26. Конечная линии Т1 на Kabatas. Здесь находится главная пристань, откуда уходят паромы на Принцевы острова, а также совмещение с Новым Фуникулёром, который ведёт наверх, к пл. Таксим.

27. По линии Т1 идёт рейсовый автобус.

28. Посмотрим и ещё одну трамвайную магистральную линию - Т4. Она тоже длинная и ведёт в северо-западные районы. Открылась совсем недавно - в 2007-м и сейчас строится и далее.

29. Трамваи тут уже другие, не такие, как на Т1.

30. Совмещение линии Т4 и легкого метро, ведущего в аэропорт - см. в начале поста. Справа - Феодосиевы Стены, отграничивающие территории византийского Константинополя от более новых районов Стамбула.

31. Линия Т4 полностью обособлена от остального движения.

32. По линии идёт трамвай Т4.

Ностальгический трамвай.

33. "Ностальгических" трамваев в Стамбуле два - один в Азии, второй в Европе. Я успел попробовать только европейский - он идёт от Тюнеля до пл. Таксим по посольской улице Истикляль, и никакого транспортного значения не имеет. Скорей, это просто "фишка" для привлечения многочисленных туристов. Тем не менее, этот трамвай также включен в единый городской тариф и тут можно платить акбилем. Открыта эта линия в 1990 году.

34. Внутри салона "старого" трамвая (на самом деле - новодел, но копия старого).

35. Линия эта однопутная, и на ней ходит всего 2 трамвая, которые расходятся на серединной 2-путной остановке на ул. Истикляль.

36. Когда трамвай едет по улице, на нем часто висят бесплатные чуваки, цепляющиеся к нему после отправления.

37. Вид из окна ностальгического трамвая: почему-то в этот субботний день на Истикляль было огромное количество народу и две демонстрации (в т.ч. одна коммунистическая). В этот же день я также голосовал на парламентских выборах в генконсульстве России тут неподалёку.

38. Вагоновожатый (в галстуке).

Другие транспортные сущности будут показаны во втором посте этой серии.

Продолжение следует.